Сулейман подвергался суровой критике за то, что позволил дворцовому альянсу Рустем-Хюррем провести себя, а также за его эгоистичное решение сохранить свою власть любой ценой, которое в конечном итоге превратили османское государство из «прогрессивного» в «застойное» и «коррумпированное». Например, историк Мустафа Али в конце шестнадцатого века указал что 1553 год - это тот момент «когда Османская империя начала приходить в упадок». Эта точка зрения, преобладала как в османских исторических и литературных источниках, так и в современной научной литературе и даже массовой культуре (сериал "Великолепный Век" в целом повествует как раз о многочисленных ловушках, в которые раз за разом попадал благородный шехзаде). Впрочем, как это обычно бывает, есть и другая точка зрения на события.
1. Повторение истории султана Селима Явуза
Мустафа обладал значительной властью и большим авторитетом среди различных влиятельных групп. Он заслужил расположение янычар, покровительствовал ученым и поэтам. Знаменитая характеристика Мустафы, данная ему венецианским послом Наваджеро :
Невозможно описать, как все в империи сильно его любят и желают ему унаследовать трон. Янычары хотят [видеть на престоле] его, и открыто дают об этом знать. Не сыскать турка или раба Гран-Синьора, который не был бы того же мнения или желания, потому что в дополнение к первородству, которое по праву должно дать ему империю, он заработал репутацию мужественного, щедрого и справедливого, что заставляет заставляет всех ждать его [на престоле]
Было нелегко соревноваться с таким шехзаде. Янычары, особенно те, что считали Сулеймана старым и неспособным вести военные кампании, желали, чтобы Мустафа взошел на престол еще до смерти султана. Они надеялись, что султан Мустафа возобновит завоевания на западе , а на востоке решительно победит Сефевидов. Именно так воцарился отец Сулеймана, султан Селим: он тоже занимал пост в отдаленной, но неспокойной провинции Трабзон, где и заручился поддержкой янычар и сипахов и сместил с престола отца и старших братьев.
Сулейман был свидетелем тех событий и уж точно не желал повторить судьбу своего деда (тот умер при неизвестных обстоятельствах по дороге к месту ссылки) Другими словами, именно любовь янычар к Мустафе привела к кончине шехзаде.
2. Молчаливое согласие с планами янычар
Мустафа хотел, чтобы его права на престол уважались, и собирал вокруг себя важных людей. Так, например, он раскрыл свои амбиции в письме к Айясу-паше, губернатору Эрзурума. Хотя он ясно дал понять, что намеренно не будет свергать отца и взойдёт на престол только после смерти Сулеймана, но в то же время попросил у Айяса помощи (в случае чего). И получил положительный ответ: паша заверил Мустафу, что он достоин престола больше, чем его братья.
3. Тайные контакты с иностранцами
Кроме того, Мустафа поддерживал контакты с венецианским дипломатом в Стамбуле Доменико Тревизано и с венецианским сенатом. 15 октября 1553 г. Тревизано послал Венецианскому Совету Десяти депешу с сообщением о том, что человек Мустафы по имени Неби-бей был у него с просьбой о помощи в захвате престола; этот человек также ездил в Венецию для переговоров с сенатом. Согласно слухам, циркулирующим в Венеции, Неби-бей должен был заключить сделку: венецианцы поддерживают Мустафу, а он возвращает им утерянные опорные пункту в Морее (Пелопоннес). Мустафа послал Неби-бея с драгоценными подарками и приложил два письма - своё письма и своего знаменосца Томаса Михиля, сына венецианского дворянина, захваченного в битве при Превезе.
Однако Мустафа так и не дожил до возвращения своего посланника -его казнили в тот же день, когда Неби-бей отправился из Венеции, 6 октября 1553 года. Эта новость была для шоком для венецианцев, они потеряли надежду вернуть свои форпосты.
Этот неудачный дипломатический эпизод демонстрирует, что Мустафа со не сидел сложа руки, более того, он был более успешным, чем его сводные братья, в получении ценной поддержки. Но не спешите поспешно обвинять Мустафу в предательстве: формирование коалиций и поиск союзников были совершенно законными шагами для кандидата на престол, а поддержка конкретного претендента представляла способ для различных социальных групп (например, янычар, визирей, ученых, граждан среднего класса) участвовать в имперской политике и устраивать собственную судьбу.
4. Роковая компания 1553 года
Зимой 1553 года Мустафа совершил безрассудный ход, который предоставил его соперникам бесценную возможность его уничтожить. Султан посчитал демонстрацию крайней лояльности своих солдат Мустафе и принятие им этой чести равносильным восстанию. Повествование, написанное историком Али, указывает на то, что, хотя именно солдаты повернули голову Мустафы, главным мятежником стал шехзаде:
В то время Великий Визирь и славный султанский зять Рустем-Паша был назначен главнокомандующим победоносными воинами. Они прибыли в Аксарай, район провинции Караман. Бог знает, как [это началось], но некоторые новости начали распространяться в армии. И это обернулось для Мустафы самым мрачным образом . Некоторые глупцы среди солдат предложили шехзаде повиноваться и полностью сбили его с пути, сказав: «твой великолепный отец состарился; он не может двигаться и вести кампанию. Вот почему он назначил Рустем-Пашу главнокомандующим и послал его в Анатолию. Этот Паша злонамерен по отношению к тебе. Но, если ты приедешь в лагерь и отрубишь ему голову, то добьешься своего». И хотя шехзаде не имел злых намерений, они довели его до тщетных амбиций. Посылая непрерывные послания, они толкали бедного шехзаде на путь восстания и соблазняли его тешить свое честолюбие.
Али, кажется, думал, что Мустафа был невиновен, хотя и обманут или введен в заблуждение.
Другой источник, Relazione Anonima, венецианский автор которого, по-видимому, внимательно наблюдал за этапами кампании, подробно описывает, что Али представил как искушение Мустафы к восстанию:
В то время он [Рустем] получил письмо из Стамбула с известием, что султан Сулейман серьезно болен, и у него мало надежды на выздоровление. Мустафа тоже получил это известие, сразу же понял ситуацию и приготовился ехать [в Стамбул] на случай, если последует [известие ] о смерти султана. Говорили, что у него наготове сто тысяч человек, которые при звуке трубы сядут на коней и последуют за ним. На самом деле это была не столько правда, сколько слух, распространенный по указанию Рустема-Паши, который воспользовался случаем, чтобы добиться смерти несчастного шехзаде. [С Мустафой] в то время было не более пяти тысяч человек, но все они были хорошо отобраны и [в доблести] могли сравниться с тремя мужчинами . Правда и том, что армия не последовала бы ни за Рустемом-Пашой, ни за агой янычар, что бы они ни предлагали, потому что Мустафу любили все имперские солдаты, и все с нетерпением ждали момента, когда он станет падишахом.
Из этого отрывка следует, что султан почти утратил контроль над армией и фактически больше не был законным правителем: он послал войско во главе со своим Великим Визирем, который имел власть, равную его собственной, а янычары проигнорировали эту делегацию власти и были готовы следовать за шехзаде.
Проблема усугублялась тем, что Мустафа принимал их верность, позволяя им целовать его руку. Если бы он сразу же отверг эти поклоны, как проявление уважения только к самому султану, его никогда нельзя было бы изобразить мятежником по отношению к своему отцу. Скорее всего, Мустафа не собирался подрывать власть и престиж Сулеймана, но и не мог предвидеть, что любовь народа приведет к его гибели. Рустем послал письмо Сулейману, где изложил сложившуюся тупиковую ситуацию и падишах, чьё здоровье к этому времени поправилось, после некоторых сомнений принял решение о казни Мустафы.
Выводы
Мустафа превосходил своих братьев в лидерских качествах, многие считали его даже предпочтительнее стареющего и больного султана. Шехзаде не пресекал такие разговоры, более того, он явно искал союзников (хотя эти поиски, скорее всего, не были известны). Сам Сулейман в юности был свидетелем того, к чему может привести такая преданность армии, поэтому решил действовать самым решительным образом. И пусть Мустафа никогда открыто не восставал против своего отца, события 1553 года показали его потенциальным лидером мятежа, по крайней мере с точки зрения султана.
❇️Инормация о посольстве Неби-бея содержится в венецианском архиве:
Archivio di Stati di Venezia, Consiglio di Dieci, Dispacci Costantinopoli, Busta 2, 37r-v.
❇️Статья подготовлена на основании:
Zahit Atçıl "Why Did Süleyman the Magnificent ExecuteHis Son Şehzade Mustafa in 1553" (Istanbul Medeniyet University)