В выходные хочется отвлечься от насущных проблем и серьёзных тем. Поэтому сегодня будет лёгкий ностальгический пост. 😊
В субботу я, как и многие граждане нашей страны, «генералила» квартиру. Ну и добралась, наконец-то, до закромов нашей Родины большого книжного шкафа. А там у нас хранятся всевозможные семейные «артефакты», фотографии и прочие музейные ценности.
В том числе и особые реликвии: первые школьные дневники всех членов нашей семьи. Точнее, тех, кто уже прошёл «горнила» начальной школы - мой, дневник мужа и старшего сына. А то есть среди нас и такие товарищи, у кого всё ещё впереди. 😊
Дневники, если придираться, конечно, не самые первые, а за второй класс. Ведь именно с этого момента начинают ставить настоящие школьные оценки. А в первом классе в нашем советском детстве вместо пятёрок выдавали «октябрятские звёздочки», вырезанные из разноцветной бумаги. Мы их копили в специальной тетрадке-«кассе». Красная означала «отлично». 😊
Сейчас, в школе у сына первоклашкам вручают наклейки-смайлики. Широко улыбающийся смайл = пятёрка. Грустный – всё могло быть и лучше. 😊
До вчерашнего дня мне как-то не приходилось держать в руках одновременно все три дневника нашего «клана». Свой я 15 лет назад привезла с малой родины на Урал, вместе с другими памятными вещами. С тех пор он так и путешествует со мной из квартиры в квартиру. Дневник мужа недавно передала на «ответственное хранение» его мама. Ну а про сына и так всё понятно. 😊 Думаю, у большинства мам есть такие коллекции «биографических сокровищ», которые они собирают с самого рождения своих малышей. 😊
Так вот, вчера эти три дневника, наконец-то, встретились. И я невольно захотела их сравнить, а в процессе – зачиталась. 😊 В общем, лучше один раз увидеть, поэтому предлагаю вместе со мной совершить небольшую ностальгическую фотоэкскурсию в «школьные годы чудесные».
По обложкам запросто угадать, кто у нас в семье самый взрослый. 😊 Налицо эволюция дневниковых «корочек» - от серо-коричневой из вторичной бумаги до ламинированного красочного «гимназистского» переплёта.
А по «вводным» листам можно заметить изменения подходов к воспитанию школьников. В советских дневниках первые 4 страницы были посвящены правилам поведения в школе и обязанностям учеников разных возрастных групп:
В современном дневнике вместо такого назидательного введения для детей – выдержка из закона для острастки родителей:
Оценки в начальной школе, если честно, сравнивать не интересно. Годы показали, что они никак не коррелируют с последующими успехами в жизни. 😊 Мои мальчики приносили домой всю палитру отметок, а я, как и положено девочке, в целом была старательной и прилежной ученицей.
А вот читать замечания увлекательно. 😊 Мне кажется, по надписям в дневнике красной ручкой можно охарактеризовать не только ученика, но и его учителя. У нашего папы на весь дневник нашлось только два таких «комментария». Первый, очень доброжелательный – в начале учебного года:
И более лаконичный, жёсткий – в конце:
А вот мои стабильные «уды» и «неуды» за поведение никак не коррелировали со статусом отличницы. Вот бы взглянуть на себя со стороны, взрослыми глазами 😊:
Замечаний сыну за весь второй класс тоже набралось не много, всего 2 штуки. Одно, грозно-стандартное – «Не готов!». А самое внезапное – оно же самое первое. Помню, как испуганный сынишка принес мне эту запись, чтобы я «завизировала» её своим автографом. 😊 Бледный и расстроенный. И совершенно не ожидал, что мама, прочитав замечание, начнёт непедагогично ржать до слёз:
Это замечание до сих пор вызывает у нас с мужем больше вопросов, чем ответов.😊 Хотя в тот день мы и попросили сына соблюдать установленный скоростной режим на переменах. 😊
Выводов не будет. Спасибо, что дочитали, и добро пожаловать в комментарии! Нам будет интересно почитать и ваши воспоминания о тех восхитительных временах, когда деревья были большими. 😊
«Бодрость и предубеждение», 2020 г.