Звучит как известная пословица про стрельбу по воробьям из пушки, однако такой инцидент имел место в период Великой Отечественной. Бурятский снайпер Арсений Етобаев за время войны сумел сбить из винтовки целых два немецких самолета. Так что он даже перевыполнил обещание, которое дал маршалу Ворошилову.
Ворошиловский стрелок
Не про каждого советского снайпера написана целая книга. У Арсения Михайловича Етобаева свой биограф был – Станислав Тулугоев в книге «Осинский снайпер» описывает жизнь и подвиги советского снайпера.
Будущий герой родился в 1903 год в улусе Янгуты ныне Иркутской области в многодетной семье. Благодаря поддержке старшего брата, Арсений выучился грамоте в сельской школе, поступил в автодорожное училище. В годы вспыхнувшей Гражданской войны Етобаев воевал против белых. После победы советской власти, Арсению Михайловичу поручили организовать в родном улусе комсомольскую ячейку, с чем он успешно справился.
Следующим этапом жизни стала служба в отряде НКВД, затем – конфликт на КВЖД. В эти годы и произошла судьбоносная встреча с тогда ещё наркомом по военным и морским делам Климом Ворошиловым. Климент Ефремович, приехавший с инспекцией в бурятский дивизион, стал свидетелем выдающейся стрелковой подготовки Арсения. Он вынес буряту благодарность и запомнил стрелка…
Снабженец или снайпер?
В июне 1941 Арсений Етобаев добровольцем ушёл на фронт. Однако, вопреки прирожденному таланту, его назначили командиром взвода снабжения. И хоть он исправно исполнял порученные обязанности, в душе он мечтал о службе с винтовкой в руках. Все просьбы о переводе оставались неуслышанными.
Как оказалось, судьба благоволила бурятскому стрелку – однажды возвращаясь с передовой, Арсений повстречался с группой военных, среди которых был и маршал Ворошилов. Климент Ефремович вспомнил талантливого стрелка, и в этот момент над головами появился низколетящий немецкий самолет. Ворошилов выхватил у бойца винтовку и выпустил обойму по самолету. Пули вошли фюзеляж, однако самолет продолжил лететь.
«Как думаете, можно сбить самолет из винтовки, товарищ Етобаев?» – обратился маршал к стрелку. «Можно!» – ответил Арсений. Узнав от Етобаева, что все его просьбы о переводе в снайперы остаются без внимания, Ворошилов обратился к стоящему рядом командующему Волховским фронтом генералу Кириллу Мерецкову. В апреле 1942 года Етобаев получил разрешение на долгожданный перевод.
Бурятский снайпер свое слово держит
И действительно – Арсений Климента Ефремовича не подвел. Уже спустя два месяца после перевода, в июне 1942, Арсений метким выстрелом застрелил пилота низколетящего бомбардировщика «Хейнкель-111», и неуправляемый самолет рухнул на землю. Правда упал он за линией фронта, так что Арсению Михайловичу вновь пришлось подтверждать свое мастерство. И снова он не оплошал – через четыре дня сбил пикирующий бомбардировщик «Юнкерс-87».
Помимо двух сбитых самолетов на счету бурятского снайпера 356 солдат и офицеров противника, включая вражеских снайперов, а также обезвреженные дзоты, доставленные «языки». Не боялся бурят драться с противником и в рукопашных боях – при снятии блокады с Ленинграда в 1943 он лично принял участие в 4 схватках, был тяжело ранен и стал инвалидом. Но службу Арсений Михайловича не оставил, вернулся в 1944 в качестве преподавателя снайперского дела. Подготовленные им 46 молодых снайперов обезвредили более двух с половиной тысяч гитлеровцев.
Ставьте лайк, если статья вам понравилась, и не забудьте подписаться на канал.