Во время войны была куча проблем с вооружением, одной из которых было отсутствие эффективного штурмового оружия. К ним у нас относился на начальных этапах КВ-2, а у немцев StuG III. КВ-2 были громоздкими, и скоро банально были утеряны.
Чтобы как-то восполнить эту потребность велась разработка самоходных установок и «штурмового танка» на шасси Т-34. Предполагалось что скорее всего в новый танк «запихнут» новую танковую 122-мм гаубицу «У-11».
В конце 1942-го года наркомом тяжелой промышленности были выработаны требования к новому артиллерийскому танку для усиления армейских частей. Согласно нему, новый танк должен был основываться на базе Т-34 без особых изменений в корпусе. На корпус должна была устанавливаться новая башня, а в качестве орудийной установки в ней 122 мм гаубица обр. 1938 г.
На разработку нового танка выделили 3 конструкторских коллектива — уральский, группа завода №9 и коллектив центрального артиллерийского конструкторского бюро (ЦАКБ).
Уральский завод разработал литую и штампованную башни «У-37», размерами идеально подходящими к базе Т-34-рки но диаметром погона башни к танку КВ-1 (у Т-34 погон 1420 мм, а у КВ-1 — 1535 мм). Расширение погона до таких размеров было возможным. В качестве орудия предложили разработанную в 1941-1942 гг. 122-мм гаубицу «У-11». Но башня была тесна для заряжающих, поэтому этот проект отклонили.
Проект ЦАКБ предполагал размещение 122-мм гаубицы С-41 или даже 152-мм орудия. Башня этого проекта также имела погон в 1535 мм и ее даже хотели поставить в КВ-1С. Однако в этом случае проект отклонили по причины чрезмерной отдачи и габаритов. Проект был свернут, но очень рекомендован к установке на танк КВ.
Третьим и самым привлекательным для решающей комиссии оказался вариант завода №9 (Свердловск/Екатеринбург) Уралмаша. Это конструкторское бюро предложило литую башню с вертикальными стенками, при этом чуть более высокую чем другие башни.
У этой третьей башни была ниша для боеприпасов, а в качестве вооружения предлагалось 122-мм орудие Д-6 — по факту более известная гаубица М-30, которая была развитием гаубицы У-11. Впрочем и в этом варианте комиссия посчитала недостаточным комфортное размещение экипажа.
Последнюю разработку еще некоторое время обсуждали на пленуме арткомитета. Например тесноту в башне предлагалось решить совмещением стрелка-радиста и заряжающего в одном члене экипажа. В этом случае уменьшалась эффективность работы экипажа в целом.
Пока искали выход, успели разработать СУ-122 и СУ-122. Поэтому работы по Т-34 со 122 мм гаубицей, который в разных местах получал обозначение как Т-34Г (гаубичный) или Т-34Ш (штурмовой), были прекращены.
Характеристики Т-34 со 122-мм гаубицей:
- Масса — 30 т
- Экипаж — 4-5 чел
- Размеры — 6 м (длина), 3,2 м (высота)
- Вооружение — 122 мм гаубица У-11, два пулемета 7,62 мм ДТ
- Бронирование лба корпуса — 90 мм (45 мм под углом 60 град)
- Бронирование бортов корпуса — 58 мм (45 мм под углом 40 град)
- Бронирование башни — 60 мм
- Двигатель — дизельный, 12-цилиндровый, В-2-34, 500 л.с.
- Удельная мощность — 16,6 л.с. на тонну
- Максимальная скорость — 30 км/ч
- Емкость топливных баков — 620 л
- Трансмиссия — механическая, коробка передач 5 скоростей (4 вперед и 1 назад)
А напоследок вот вам сравнительная табличка Т-34 Г/Ш штурмового и наиболее близкого немецкого аналога (который кстати базировался на корпусе Pz/ IV — также ближайшем сравнительном противнике Т-34-рки, так что сравнение наиболее близкое):
Как мы видим Т-34 Штурмовой мог отлично бороться против бронетехники (при помощи мощных кумулятивных снарядов), а также обладал действительно мощными осколочно-фугасными снарядами для борьбы с пехотой и легкой бронетехникой противника.
А что вы думаете про Т-34 Г/Ш?