Она была родом из Донецка, веселая , голубоглазая хохотушка с темными локонами. После окончания авиационной школы к началу Великой Отечественной войны Надя Попова была уже опытным пилотом.
Сталин разрешает создать женские полки уже к середине 1942 года, а в 1943 м герой Советского Союза Марина Михайловна Раскова, набрав группу, совершает бросок на Сталинградский фронт. Надежду приняли в группу 122, и в составе знаменитых "ночных ведьм" она будет громить фашистов в Украине, Белоруссии, Польше, Германии.
За всю войну Надежда Попова совершила 852 боевых вылета. Она летала под номером 13. Совершила 852 боевых вылета. Ранений не было, но смерти в лицо она смотрела не раз.
2 августа 1942 года над Тереком снаряд угодил в бензобак и ее ПО-2 загорелся в воздухе. К счастью, девушка успела выпрыгнуть. Нужно было добраться до своей части. И вот она трясется во встреченной на дороге полуторке и видит, как их догоняет санитарная машина. «Кого везете?» — поинтересовалась Надя. «Раненого летчика», — ответила медсестра. На первом же привале Надежда подошла к коллеге. Увидела забинтованное лицо, из прорезей в бинтах на нее смотрели озорные карие глаза. Познакомились, рассказали друг другу о своих неудачах.
Оказалось, летчик-истребитель старший сержант Семен Харламов тоже в тот день потерпел аварию. Сбил очередной «мессер», но и сам получил ранение в лицо. Весь залитый кровью, сумел посадить свой «Як» в расположении советских войск. Увидев странное приземление, к нему на помощь примчался полковой врач. В полевых условиях без наркоза удалил пулю из щеки, перебинтовал лицо и повез в госпиталь.
Чувствовали ли эти молодые защитники Родины в тот жаркий летний день, что, потеряв свои машины, они нашли любовь на всю жизнь? Кто знает. Но друг друга они запомнили.
За годы войны судьба сведет Семена и Надежду еще не раз. Это будут короткие встречи и долгие расставания. Новости друг о друге узнавали из фронтовых газет, которые сообщали о беспримерной храбрости пилота Семена Харламова и о том, как отличилась бесстрашная Надежда Попова. 23 февраля 1945 года их имена встретились на страницах советских газет, где опубликовали Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении им звания Героя Советского Союза.
В шестой раз они увиделись уже под Берлином. С радостью бросились навстречу друг другу и решили больше не расставаться. Командиру полка майору Семену Харламову в конце апреля исполнилось 24 года. Командиру эскадрильи 46-го гвардейского женского авиаполка ночных бомбардировщиков капитану Надежде Поповой было 23. 10 мая 1945 года расписались на стене поверженного Рейхстага: «Надя Попова из Донбасса», «Семен Харламов из Саратова». Считали этот великий день датой рождения своей семьи.
Когда они расписались, Надежда Васильевна перешла к отцу в полк и стала командиром звена, Перестала летать только на 8-м месяце беременности. В 1947-м родился сын Александр, она уволилась из Вооруженных Сил в 1952 году и с тех пор была уже просто женой и мамой. Харламова после войны куда только не направляли: в Чехословакию, Германию, Венгрию, Египет. Александр сменил 11 школ, но, по его собственным словам, с учебой никогда проблем не возникало — окончил школу с золотой медалью. Родители категорически противились, чтобы он наследовал их профессию. Но Харламов сам совершил "оплошность", взяв сына - третьеклассника, с собой в полет. Конечно, мальчик заболел небом и никакой другой судьбы для себя не представлял.
В Минске Семен Харламов и Надежда Попова жили с 1959 по 1967 год. Потом Семена Ильича назначили командующим 36-й воздушной армией, а в 1972-м — заместителем председателя ЦК ДОСААФ СССР по авиации. С тех пор супруги навсегда обосновались в Москве.
Заслуженный военный летчик СССР генерал-полковник авиации Семен Харламов умер в Запорожье. Полетел в составе делегации на открытие памятника маршалу авиации, трижды Герою Советского Союза Александру Покрышкину — и там у него случился очередной инфаркт. На этот раз обмануть смерть не получилось.
Надежда Васильевна пережила мужа на 23 года. Дождалась не только внуков, но и правнуков. Много лет избирали ее в местные органы власти, была депутатом Верховного Совета СССР, председателем совета 46-го гвардейского женского авиаполка, возглавляла комиссию по работе среди молодежи при Российском комитете ветеранов войны и военной службы, занималась устройством беспризорных детей и сирот. После смерти отца ей не раз предлагали выйти замуж, но она даже слышать об этом не хотела. Неисправимая однолюбка!
Надежды Поповой не стало в 2013 году. Похоронили ее в Москве на Новодевичьем кладбище рядом с мужем.
Несмотря на свои заслуги, родители были очень скромными, требовательными к себе, доброжелательными, — отмечает Александр Харламов. — Не очень любили вспоминать о войне: это причиняло им боль. Жили душа в душу. Позже мама призналась, что за 45 лет так и не смогла наговориться с отцом.
— Как-то я спросила бабушку, верит ли она в бога, — делится воспоминаниями внучка Надежды Поповой Наталья Харламова. — Она ответила: «Нет, не могу. После того что видела на войне, после того как потеряла на фронте столько боевых красавиц подруг, не получается».
Надежда Попова и Семен Харламов верили не в бога, а в людей, дружбу, человеческое достоинство. И в любовь, которая сильнее смерти.
По количеству боевых вылетов (732 — у Харламова и 852 — у Поповой) и высоких наград эта пара была исключительной!
Среди наград Надежды Васильевны — орден Ленина, три ордена Красного Знамени, два ордена Отечественной войны I степени и орден Отечественной войны II степени.
У Семена Ильича — ордена Ленина, Октябрьской Революции, Александра Невского, Отечественной войны I и II степени, два ордена Красной Звезды, пять орденов Красного Знамени. Семен Харламов — один из 9 граждан СССР/России обладателей золотой авиационной медали Международной авиационной федерации (ФАИ).