Телевизоры 8K —
будущее в вашем доме
В 2013 году на международной выставке потребительской электроники CES японская компания Sharp показала панель с разрешением 8К. Демо-видео подсолнухов, развёрнутое более, чем на 30 миллионов пикселей, выглядело потрясающе. Казалось, будто стоишь в поле, смотришь на цветок перед собой и можешь до него дотронуться. Спустя пять лет компания Samsung выпустила первый 8K-телевизор, а японская NHK запустила первый 8K-телеканал и пообещала трансляцию Олимпийских игр 2020 в 8К-разрешении. Но зачем все это, если даже в 4К пока что нечего смотреть?
8K и разлом реальности
С первобытных времён человечество стремилось запечатлеть реальность в искусстве. Согласно эстетическим представлениям, художественный образ, будь он воплощён в эллинской скульптуре или пейзаже импрессионистов, то преображал действительность, то максимально точно передавал её. Благодаря идеям постмодерна и развитию технологий, конец XX века стал эпохой гиперреализма, которая продолжается по сей день.
Эстетика гиперреализма вдохновляет создавать такие художественные объекты, которые в терминологии идеолога эпохи постмодерна Жана Бодрийяра симулировали бы реальность. Благодаря вниманию к текстурам, свету и тени, а также потрясающей детализации, работы гиперреалистов вызывают у зрителя ощущение присутствия, или иммерсивности. И заставляют его усомниться, что же именно он созерцает — фото или живопись? Реальность или вымысел?
Такая реакция мозга обусловлена универсальным принципом — чем больше исходных данных, тем детальнее финальная картина. В нашем случае речь о данных, экспонированных на сетчатку глаза и формирующих поток зрительной информации, на основе которого мозг создаёт цельное изображение. Так вот, для мозга разница между реальным объектом и визуальной симуляцией лишь в объёме и характере зрительной информации, которую он о них получает. И когда симуляция изобилует правильными с точки зрения нашего опыта деталями и достаточно точна, происходит разлом в реальности, сквозь который хочется протянуть руку к тем самым подсолнухам. Обостряется и эмоциональное восприятие — на основе одного лишь изображения, вы можете рассуждать о весе объекта, его температуре, характере текстуры и прочих атрибутах.
Экран телевизора — это средство передачи информации, объём и точность передачи которой напрямую зависят от разрешения. Как и с работами гиперреалистов, здесь действует тот же принцип — чем больше данных, тем точнее линии и глубже оттенки, тем выше шанс обмануть мозг и выдать симуляцию за реальность. Рост разрешения обеспечивает тот самый эффект иммерсивности.
По этой причине ошибочно сводить переход на 8K лишь к элементарным темам резкости и чёткости. Также бессмысленны и попытки сравнивать изображения 8K и 4K по плотности пикселей и вечные вопросы о «разрешении глаза», который якобы не может разглядеть всех тех деталей, что способен передать 8K-экран. Единственный критерий — ваши ощущения. Смотрите ли вы видео на экране, неосознанно подмечая обман, или созерцаете поле через окно?
Но есть и более приземлённая причина создания 8K-панелей. Согласно исследованиям ведущего аналитического агентства IHS Markit, люди по всему миру покупают всё больше телевизоров с диагональю от 65 дюймов. Чтобы сохранить высокое качество и максимальную детализацию изображения на таких больших экранах и приходится повышать разрешение.
За гранью
интерполяции
Изюминка 8К-телевизоров не столько в экране, сколько в процессоре и в том, что он делает. Разместить на панели много-много крошечных пикселей для передачи большего объёма информации не так уж и сложно. Растянуть на них изображение, состоящее из меньшего числа пикселей — вот по истине непростая задача.
К примеру, площадь кадра с разрешением Full HD в 16 раз меньше, чем 8K. Это означает, что на экране он будет окружён чёрным пространством. Чтобы такого не произошло, его нужно масштабировать, или апскейлить, как говорят специалисты, приблизив в 16 раз.
Обычно при апскейлинге (повышении разрешения и качества изображения) используются математические алгоритмы интерполяции. Они перестраивают изображение, превращая один пиксель в несколько. При этом значения новых пикселей просто-напросто вычисляются исходя из значения соседних. Но интерполяция приводит к таким артефактам, как алиасинг (когда картинка становится зубчатой), размытие и эффект Гиббса. Проще говоря, получается не очень: изображение выглядит грубо и неестественно и об иммерсивности, то есть эффекте присутствия, или погружения, говорить не приходится.
Мощность современных телевизионных процессоров, технологии искусственного интеллекта и машинное обучение позволяют уйти от традиционной интерполяции и перестать масштабировать изображение по строгим универсальным шаблонам. Они умеют распознавать сюжет кадра, оценивать качество изображения и уже на основе этого анализа изменять масштаб, попутно внося индивидуальные корректировки, которые улучшат восприятие. И все это — в реальном времени.
Результат потрясающий — контент из любого источника, будь то телеэфир или потоковое видео из онлайн-кинотеатра в 4K-разрешении и ниже, пройдя обработку искусственным интеллектом и превратившись в 8K, воспринимается практически так же, как нативный контент, изначально снятый в формате 8K. Более того, если вы сравните его с исходным контентом на телевизоре, под который тот был создан, то ощутите, что визуально он стал интереснее, приятнее, реалистичнее. Всё это кажется фантастикой, не так ли?
Искусственный интеллект
Сейчас рынок 8К-телевизоров только-только зарождается и действующие технологии умного масштабирования для массового рынка пока что разработали лишь три компании — Samsung, LG и Sony.
В телевизорах Samsung QLED 8K Q900R на базе процессора Quantum 8K применяется трёхступенчатая система 8K AI Upscaling. В её основе лежит нейронная сеть, обученная на огромной базе видеоданных низкого и высокого разрешения. Она сравнивает исходный контент со своими знаниями о том, как он должен выглядеть в идеале, а затем масштабирует, но так, чтобы результат был максимально похож на эталон — добавляет детали, сглаживает контуры, очищает цифровой шум. Так изображение обретает глубину и перспективу. Разработчики Samsung подчёркивают, что технология 8K AI Upscaling продолжает и будет продолжать учиться, а это значит, что качеству обработки видео нет предела, и через несколько лет ваш QLED 8K-телевизор будет показывать ещё лучше.
Примерно так же работают телевизоры LG NanoCell с процессором α9 второго поколения и интеллектуальной платформой AI ThinQ. Однако они могут анализировать не только контент, но и освещение в комнате, чтобы подстраивать яркость наилучшим для человеческого глаза образом.
Компания Sony держится особняком. Она не рассуждает об искусственном интеллекте и машинном обучении, а просто заявляет, что технология 8K X-Reality PRO в телевизорах ZG9 основана на двух эксклюзивных базах данных. В первой содержатся образцы, по которым процессор X1 Ultimate масштабирует контент до 8K. Но не всё, как говорится, под одну гребёнку. В процессе участвует технология Object-based Super Resolution — она распознает отдельные объекты в кадре и повышает их разрешение индивидуально. Вторая база данных используется для подавления шумов. Sony обращает внимание на то, что базы данных постоянно пополняются, стало быть, и качество апскейлинга будет повышаться.
Разумеется, искусственный интеллект в 8K-телевизорах отвечает не только за повышение качества и разрешения изображения. Он помогает корректировать контрастность в отдельных областях кадра, обеспечивает плавные переходы цветовых оттенков, регулирует яркость — делает всё то, что мы обычно делали руками. И даже больше: интеллектуальные технологии в 8K-телевизорах Samsung и LG оптимизируют качество звучания. Они распознают жанр аудиоконтента и подстраивают звук, чтобы улучшить его восприятие. Телевизоры LG и вовсе умеют определять положение зрителя в комнате и особенности интерьера. Это необходимо, чтобы звуковые волны доходили до вас без искажений, и вы слышали то, что хотели донести создатели фильма. Как результат — ещё больший эффект иммерсивности. О том, что искусственный интеллект используется для голосового управления телевизором и говорить не стоит.
Покупка на долгие годы
8К-телевизор — это уже совсем не тот «ящик», которому нужна антенна и видеомагнитофон, иначе он станет бесполезным. 8К-телевизор — интеллектуальное устройство с фантастической вычислительной мощью, способное за долю секунды в реальном времени произвести астрономическое число операций. И все ради одного — обмануть ваш мозг и подарить совершенно новые незабываемые ощущения, обеспечив невиданный уровень погружения.
В «М.Видео» есть три модели 8K-телевизоров в различных диагоналях. Это первые ласточки — они предвещают будущее, и вы точно не захотите менять телевизор в ближайшие 7–10 лет, да это будет и не нужно. Поэтому цены соответствуют.
Самый широкий ассортимент у Samsung — модель QLED 8K Q900R представлена в шести вариантах — 55", 65", 75", 82", 85" и 98 дюймов. Несмотря на колоссальную разницу в цене, функционально самый доступный и самый люксовый 8K-телевизор Samsung практически ничем друг от друга не отличаются. Все девайсы выполнены в безрамочном дизайне, подключаются с помощью лишь одного кабеля и поддерживают режим Ambient, в котором буквально сливаются с интерьером, превращаясь в элемент декора.
Если вас заинтересовал телевизор LG, то выбор пока невелик — NanoCell доступен лишь в средней 75-ой диагонали. Как и у Samsung, есть интерьерный режим, но не такой изощрённый — телевизор отображает красивые пейзажи, подобранные порталом о путешествиях TripAdvisor.
А вот Sony ZG9, напротив, представлен лишь в больших диагоналях — 85" и 98". Как и в случае Samsung QLED 8K Q900R, разница лишь в диагонали.
На пороге будущего
Мы намеренно не затронули в статье вопрос нативного 8K-контента, снятого на 8K-камеры. Его пока что нет, ведь мы живём в эпоху развивающегося контента 4K, а единичные 8K-видео на YouTube играют роль предисловия. Всё это создаёт вокруг 8K-телевизоров ауру фантастических девайсов из будущего — того времени, где будет HDMI 2.1, сети 5G и стабильное интернет-соединение на скорости от 100 Мбит/с. Однако уже сейчас благодаря искусственному интеллекту владельцы 8К-телевизоров способны испытывать от просмотра эмоции, пока неведомые подавляющему большинству людей на всём земном шаре. Они стоят на пороге новой реальности, созерцают её, вдыхают её воздух.