Когда я писала первую работу в университете о Ф. М. Достоевском, меня выслушали и очень удивились. Преподаватель с доброй усмешкой спросила:
— А он точно был писателем? А то мы не услышали ни об одном его произведении.
А дело было в том, что мне всегда была интересна именно личность. И в Достоевского я влюбилась не только потому, что роман «Преступление и наказание» взахлеб прочла, но и потому что когда читала о жизни писателя, видела человека, который всю жизнь боролся со своими демонами. И победил. По крайней мере, мне так показалось, что победил.
Это такая небольшая предыстория-объяснение, почему я хочу высказаться о том, в чем не очень хорошо разбираюсь. О фигурном катании.
Я мало что понимаю в этом виде спорта. Я получаю эстетическое наслаждение, когда смотрю программы лучших наших девочек. У меня дух захватывает, когда я вижу эти многооборотные прыжки, которые на тренировках они делают даже в обычном спортивном зале, без всяких коньков. При этом я не понимаю родителей, которые отдают детей в такой травмоопасный спорт, когда к тридцати годам человек запросто может превратиться в инвалида.
Но больше всего вызывает волнение именно взаимоотношения, то, что происходит между фигуристами, между тренером и фигуристами за пределами пятиминутной программы. Каждый раз, когда читаю об этом, меня на какое-то время просто вышибает из гармоничного состояния, думаю, переживаю обо всех, как будто это мои родственники.
Поэтому все, что я сейчас напишу, ни в коей мере не претендует на объективность. Все это очень и очень субъективно. Просто требуется написать, потому что внутри горечь, которую кому-то надо излить.
Я включилась в тему фигурного катания, когда звездой была Женя Медведева. Она была мне очень симпатична. Да и сейчас симпатична. Она, несомненно, талантливая, яркая. Она первая русская, всколыхнувшая весь мир. Да, первая. Я знаю, что были чемпионки и до нее, но, возможно потому, что медийное пространство прежде было иным, до Жени ни одной русской фигуристкой в мире не восхищались с такой силой.
И мне было очень грустно, что она не сумела уйти красиво. Нет, я не осуждала Этери Тутберидзе за то, что она привезла Алину на олимпиаду. Да, я считаю, что это нормально: везти самых сильных, а побеждает сильнейший. Это не предательство со стороны тренера. Это жизнь. Не каждый может пережить такое крушение своих надежд. Женя не смогла. Мне искренно ее жаль. Жаль, что не сбылась ее мечта об олимпийской медали. Но исключительно в силу человеческой слабости я не желаю ей этой медали. Именно потому, что в своем проигрыше она обвинила тренера.
Я очень восхищалась Алиной Загитовой. Я тоже почти физически ощущала, насколько ей больно, после того как ты завоевала все возможные награды в фигурном катании, вдруг оказаться за бортом. А тебе всего семнадцать. И я считала, что это грустно, но это ее право уйти из спорта. Хотя очень бы хотелось, чтобы не ушла, чтобы снова была на пьедестале. Это опять очень по-человечески. Потому что она показала умение быть благодарной.
У меня был неописуемый восторг, когда я смотрела за тем, что делают Алена Косторная, Аня Щербакова и Саша Трусова. Это что-то невероятное, что даже разум с трудом охватывает.
А потом Саша давала интервью и сказала, что ее кумир – Евгения Медведева. И для меня это был звоночек. Не Алина, которая завоевала все, а Женя. Я тогда уже поняла, что Саша уйдет. Хотя мне все еще ее жаль. Как-то с трудом верится, что Плющенко сможет сделать из нее чемпионку. Но все же я не осуждаю ее и надеюсь на лучшее.
Но вот это известие про Алену меня выбило из колеи.
Врать, что остаешься. Дождаться, когда в тебя вложат все силы, создадут прекрасные программы, которые не может создать другой тренер, потому что при всех амбициях у него нет таких талантов, такого опыта. А потом уйти.
И почему-то о ней я вообще ни капли не переживаю. Мне очень хочется, чтобы она оказалась на самом дне за свою наглость и лживость. Но вот ощущение, что снова станет звездой и победит во всех соревнованиях. Потому что она все для этого сделала. Выпила все соки из того, кто мог обеспечить ей эту победу, а потом предала. Да, вот тут осуждаю. Осуждаю, хотя и не должна. И считаю самым отвратительным предательством.
Мне вот только одно непонятно, объясните кто-нибудь. Все говорят, что Плющенко «перекупает» фигуристок. Что это значит? Он им какую-то сумму перечисляет на личный счет, чтобы они ушли к нему? Или он постоянно им платит? Или он им скидку делает на занятия? Что значит «перекупает»?
Прочла в связи с уходом Алены статью одного «психолога». Прямым текстом она не говорит, что Этери Георгиевна виновата, но намекает. Фраза там есть такая: «Тренеру надо было по-другому построить взаимоотношения». То есть, построила бы по-другому, никто бы от нее не ушел. Серьезно? Деньги вообще ни при чем? Проблема в тренере? Что-то с трудом верится.
Я даже не сомневаюсь, что Тутберидзе очень строгий тренер. Но мой опыт общения с тренерами от дирижера до бокса говорит о том, что результаты дают ученики только строгих тренеров. То есть опять же своих детей я бы в спорт не отдала. Но если уж отдали, то не ожидайте, что кто-то там будет их ментально поглаживать. Не будут. И уходить, потому что тренер строгий – это так смешно. Только если стыдно признаться, что ты пришел в спорт из-за денег и ищешь, где больше можно заработать. В этом смысле уход Медведевой даже больше достоин уважения. Она ушла к другому тренеру не из-за денег, а потому что надеялась, что раз он других чемпионов мира делает, то и ей поможет.
А что вы думаете об этом ситуации?