Найти в Дзене
Русский анализ книг

Маршал Жуков: Сталин прислушивался к чужому мнению. С ним можно было спорить

Маршал Жуков в своих мемуарах подробно рассказывает о стиле работы Сталина во время Великой Отечественной войны. Вот что он пишет:

«Здесь мне кажется уместным несколько слов сказать о работе самой Ставки и И. В. Сталине. Назначение Верховным Главнокомандующим И. В. Сталина, пользовавшегося большим авторитетом, было воспринято народом и войсками с воодушевлением.
У Ставки никакого другого аппарата управления, кроме Генерального штаба, не было. Приказы и распоряжения Верховного Главнокомандования, как правило, шли через Генеральный штаб. Разрабатывались они и принимались обычно в Кремле, в рабочем кабинете И. В. Сталина. 
Это была просторная, довольно светлая комната. Обшитые мореным дубом стены, длинный, покрытый зеленым сукном стол. Слева и справа на стенах — портреты Маркса, Энгельса, Ленина. Во время войны появились портреты Суворова и Кутузова. Жесткая мебель, никаких лишних предметов. Огромный глобус помещался в соседней комнате, рядом с ним — стол, на стенах — карты мира. В глубине кабинета, у стены,— рабочий стол И. В. Сталина, всегда заваленный документами, бумагами, картами. Здесь стояли телефоны ВЧ и внутрикремлевские, лежала стопка отточенных цветных карандашей. И. В. Сталин обычно делал свои пометки синим карандашом, писал быстро, размашисто, но довольно разборчиво...
Товарищ Сталин в рабочем кабинете
Товарищ Сталин в рабочем кабинете
На большом столе работники Генштаба и представители Ставки развертывали карты и по ним докладывали обстановку на фронтах. Докладывали стоя, иногда пользуясь записями. И. В. Сталин слушал, обычно расхаживая по кабинету широким шагом, вразвалку. Время от времени подходил к большому столу и, наклонившись, пристально рассматривал разложенную карту. Изредка он возвращался к своему столу, брал пачку табаку, разрывал ее и медленно набивал трубку.
Обсуждение в Ставке важных стратегических решений проходило, как правило, при участии членов Государственного Комитета Обороны. Обычно приглашались руководители Генерального штаба, командующие военно-воздушными силами, артиллерией, начальник Главного автобронетанкового управления, начальник тыла Красной Армии, руководители других главных и центральных управлений Наркомата обороны. Командующие фронтами вызывались в Ставку при рассмотрении вопросов, относящихся к их компетенции, чаще всего при обсуждении очередной предстоящей операции. Иногда бывали конструкторы самолетов, танков, артиллерии.
...Идти на доклад в Ставку, к И. В. Сталину, скажем, с картами, на которых были хоть какие-то "белые пятна", сообщать ему ориентировочные, а тем более преувеличенные данные было невозможно. И. В. Сталин не терпел ответов наугад, требовал исчерпывающей полноты и ясности. У И. В. Сталина было какое-то особое чутье па слабые места в докладах или документах, он тут же их обнаруживал и строго взыскивал с виновных за нечеткую информацию. Обладая цепкой памятью, он хорошо помнил сказанное, не упускал случая довольно резко отчитать за забытое. Поэтому
штабные документы мы старались готовить со всей тщательностью, на какую только способны были в те дни.
...Стиль работы Ставки был, как правило, деловой, без нервозности, свое мнение могли высказать все. И. В. Сталин ко всем обращался одинаково, строго и довольно официально. Он умел слушать, когда ему докладывали со знанием дела. Кстати сказать, как я убедился за долгие годы войны, И. В. Сталин вовсе не был таким человеком, перед которым нельзя было ставить острые вопросы и с которым нельзя было спорить и даже твердо отстаивать свою точку зрения. Если кто-нибудь утверждает обратное, прямо скажу: их утверждения неправильны».

Говоря о том, что со Сталиным можно было спорить, Маршал Жуков, очевидно, отвечает Хрущеву, который утверждал, что Сталин не терпел чужого мнения и несогласных с собой отправлял в лагеря.

Молодец Жуков, в этом эпизоде честно и принципиально пишет о Сталине. Вот только есть одно но - слишком поздно у маршала совесть проснулась. Будь он таким честным и принципиальным не на пенсии, а в 1950-ых, когда Хрущев только начинал поливать Сталина грязью, история нашей страны могла сложиться совсем иначе.

Маршал Жуков
Маршал Жуков

Читайте также: Маршал Жуков о внешности и манерах Сталина
Источник: Жуков Г.К. Воспоминания и размышления — М.: Издательство Агентства печати Новости, 1969.

Ваши лайки и комментарии выводят публикацию в топ