Найти в Дзене
Светлана Дьяконова

Калейдоскоп колхозно-песенных воспоминаний

Оглавление

2 августа 2020 года

Здравствуйте! В советские времена почти все студенты (а с ними и преподавательский состав) начинали учебный год не с лекций, а с работ на полях колхозов/совхозов.

Честно говоря, так до сих пор и не знаю, почему некоторые хозяйства назывались колхозами, а другие - совхозами, но вникать лень. Если кто-то из читателей в курсе, напишите в комментариях, пожалуйста.

За работу никто ничего не платил, а если кто-то и очень старался, то получал в лучшем случае грамоту. Вспоминается старый фильм, где староста на обратном пути в автобусе объявляет победителя, который не может получить грамоту, потому что лежит в больнице с грыжей))). Никак не могу вспомнить, что за фильм, хотя эта сцена так и стоит перед глазами.

Но почему-то именно отработки на полях родной страны всем запоминались намного ярче, чем дальнейшая учеба. Наверное, потому что были молоды, завязывались новые знакомства и отношения. А вечерами, прихватив гитару, разводили костер, пекли в углях картошку и горланили песни. А иногда выступали перед местным населением.

Кто тебе сказал?

Интересно было прочитать то, что вспомнил Валерий Н.:

До сих пор перед глазами глубокая осень 1976 г., школа в каком-то дальнем отсталом колхозе, "шефский концерт" студентов, приехавших на уборку сахарной свеклы, неуклюже-трогательный конферанс: "А сейчас студенты первого курса группы, какой-то там и еще какой-то, исполнят песню "Хочешь я в глаза"!

ВИА "Поющие сердца" - "Кто тебе сказал"

Ну и, собственно, само разухабистое исполнение впервые собравшимся квинтетом под две наспех настроенные акустические гитары: "Хочешь я в глаза, взгляну в твои глаза..", с припевом, которому азартно, с неизвестно откуда взявшимся "animando", подпевал весь уставший за день от изнурительной работы зал: "Я каждый жест, каждый взгляд твой в душе сберегу".

А затем с прошибающей слезу модуляцией в тон:"И назло судьбе, разлучнице судьбе...". Всеобщее единение, ликование и духовный подъем! Последующие трудные рабочие дни на холоде и в сырости, - как говорил голос за кадром в популярном в то же самое время мультике "Каникулы Бонифация", - "прошли совершенно незаметно" потому, что вспоминали и жарко обсуждали не их, а "концерт", песню и ее ставших внезапно жутко популярными "в узких кругах" исполнителей.

Тополя

Естественно, в колхозах/совхозах после трудового дня пели то, что слышали и разучивали у себя во дворах. А так как в институты съезжались со всех уголков нашей необъятной страны, то черпали друг у друга много "новых" песен, старательно потом записывая их себе с аккордами для гитары в тетрадочки.

Валерий Рулёв: "Тополя, тополя, все в пуху", "Колокола", "Где мне отыскать себе девчонку", "Остановите музыку", "Стоп-стоп, музыка" - вот что первое приходит в голову из дворовых песен 70-х. Рожден в СССР в 1961 году, на гитаре играю с 1975 года, так что знаю про дворовые не понаслышке. До сих пор семиструнная со мной.

ВИА "Орион" - "Тополя"

Иволга

Почему-то сразу вспомнилась "Иволга". Давайте и ее послушаем тоже. Наверное, не ошибусь, что под гитару многие пели про "девушку с распущенной косой".

ВИА "Орион" - "Иволга"

Не всегда все складывалось хорошо. Скажу строчками всем известной песни: "Мы выбираем, нас выбирают..." Да, совпадения бывают не так часто, как хотелось. Поэтому песен о неразделенной любви было предостаточно.

Серёга Т.: Ой-ёй-ёй! А ведь пели в наших дворово-беседочных и прочих междусобойчиках именно "Есть один город, синий, как сон...". Да так ещё душевно, что у некоторых малость "возбухнувших" пацанов аж "слеза катилась по щеке")).

Я: Тут я хотела ее включить, но не поняла, о какой песне идет речь, не нашла. Возвращаемся с колхозных полей домой, в город))).

Попутчик: Наверное, память это и есть - машина времени, для возвращения в юность и молодость! Ну, а многие песни нас заставляют запустить эту машину времени и вернуться в те события, с которыми связана та или иная песня!

Больно мне, больно

А эта история переносит нас в 90-ые. Уж очень трогательная, захотелось поделиться с вами. И не знаю, пели ли такое в колхозах?

Евгений Морозов: Как-то с другом Виталиком мы делали свадьбу его двоюродному брату. Год примерно 94-й. Младший брат Виталика Вадим работал тогда звуковиком в одном самодеятельном коллективе. Так вот, он взял на свадьбу оттуда целый микшерский пульт! Ну, как мы его несли - это отдельный рассказ. Короче, свадьба в ДК какого-то предприятия, всё как положено: сцена, кафедра, стол для заседаний, чёрное пианино. На сцену мы нагромоздили наши колонки, а на стол - пульт. Сидим такие модные с пультом! (Я так до сих пор и не понял, зачем он был нужен? На усилке частот вполне хватало). Ну ладно, поели, попили - танцы. Заход был такой: В. Салтыков - "От восьми до восьми", Л. Черникова - "Проще говоря". А дальше должен быть медляк. Ну мы и воткнули "Фристайл" - "Больно мне, больно".

Вадим Казаченко - "Больно мне, больно"

Как оказалось, напрасно. Дальше шёл блок зарубежки, и тут подходит один из гостей, молодой парень, и просит поставить "Больно" ещё раз. Мы ему, мол, подожди, быстрые кончатся, потом медляк, ну и поставим. Поставили ещё раз, потом ещё раз, и так раз 6 или 7!

По мере накачивания алкоголем он говорить уже не мог, просто подходил к нам, брался за край пульта и смотрел взглядом побитой собаки. Мы: "Больно"? Он кивал головой и шёл на танцпол. Я этот его взгляд никогда уже не забуду. Позже мы узнали, что, оказывается, его накануне бросила девушка. Вот так.

Внимание: поиск. Потерялась песня

Лирическое отступление. Иногда в комментариях читатели просят найти песню, которая дорога им как воспоминание юности. Одну из таких просьб выношу сюда. Быть может, кто-то вспомнит её для Петра?

Пётр П.: Давным-давно я услышал из окна песню. Пел какой-то ансамбль. Песня была про маленькую дочку. Она меня зацепила мягкостью, душевностью мелодии и словами. Жаль, столько времени прошло. Уже и не помню ни одной строчки. Я потом пытался её найти по репертуарам ансамблей, но не смог. Где-то 88-91 годы. Может есть чудеса на свете, и вам удастся что-то найти. Буду бесконечно благодарен.