Найти тему
DoCash

Михаил Фридман. Жизнь и бизнес. Часть I

Оглавление

Доброго дня, манимэйкер! Сегодня расскажу тебе о правилах жизни и бизнеса от российского миллиардера Михаила Фридмана. Есть над чем подумать.

Правила жизни и бизнеса от Михаила Фридмана.

Часть I

Михаил Фридман — российский предприниматель, миллиардер. Альфа банк знаете? Это его.

О первых деньгах, бизнес-партнёрах, детях и власти.

О первой прибыли.

У меня была стипендия 100 рублей. В нашем институте стипендии распределялись так: обычная — 50 рублей, у кого четвёрки и пятёрки — 57 рублей, одни пятёрки — 62 рубля, а если ты три семестра сдавал без четвёрок и занимался общественной работой, то ты мог получить 100 рублей.

Первая идея создать кооператив появилась, когда я прочитал где-то про доставку продуктов в Америке. У нас тогда были дикие очереди, люди выстаивали в них часами. Вместо этого мы предлагали за небольшую сумму — 1 рубль — доставлять им из магазина еду. Договорились с магазином, что они будут формировать нам заказы. Но эта идея провалилась. Выяснилось, что на тот момент мало кто был готов платить за доставку, люди привыкли к очередям.

Чтобы организовать кооператив, мы потратили около 100 рублей.

Главную бизнес-идею я подслушал в метро. Мужчина рассказывал своему попутчику, как он по выходным за деньги моет окна в магазинах. Я пришёл в нашу штаб-квартиру и сказал: «У меня есть гениальная идея — мыть окна».

В то время от возникновения замысла до его реализации проходили секунды. Мы сразу пошли в ближайший магазин, чтобы выяснить, нужно ли им помыть окна. Подписали договор, поставили печати. Наняли девушек из общежития, купили тряпки-щётки и два дня мыли окна. Пришла директор магазина, говорит: «Тут грязно, здесь плохо помыли». Я отвечаю: «Сейчас переделаем». А она: «Нет, не надо, идите отсюда, я вам платить ничего не буду».

Я рассказал эту грустную историю знакомому замдиректору института химической физики РАН. Он ответил: «У меня как раз денег в смете хозяйственной службы полно, если я их не потрачу, то они все сгорят. А у нас все окна грязью заросли». Мы подписали с ними договор, собрали около 30 студентов, и неделю они мыли окна во всём институте. Нам заплатили по безналичному расчёту 2 000 рублей. Мы сняли их наличными, расплатились со студентами. И у нас осталась 1 000 рублей — большие деньги. Средняя зарплата была 120–130 рублей.

Я понял, что мы нарвались на золотую жилу. Всё, что у нас всегда неплохо получалось — это любую идею правильно структурировать и организовать процесс. Эта история с окнами случилась в середине мая, а в июне на нас работало 100 человек.

В июле я заработал 10 000 рублей, на них можно было купить машину. Я её купил чуть позже — подержанные «Жигули». Потом большой телевизор Panasonic и видеомагнитофон. На этом моя фантазия закончилась.

Миллионы рублей мы начали зарабатывать ещё до распада Советского Союза.

Чтобы получить московскую прописку, я параллельно с бизнесом работал в проектном институте ГипроЦМО. Прописка вообще стала эпохальным событием в моей жизни. Без неё у меня пару раз были неприятности с милицией.

Моя мама считала кооператив несерьёзной подработкой. Однажды она приехала в гости и услышала, как я говорю по телефону про окна, ковры, платки и так далее. Спросила, сколько я зарабатываю. Я ответил, что тысячу рублей. Мама побелела и говорит: «Я тебя очень прошу, немедленно брось эту работу. Вас всех посадят».

О личных финансах.

Свои первые деньги я хранил под ванной в своей съёмной квартире.

Как мы умудрились не пропить первые большие деньги? У меня не было такой проблемы, я пил всегда пропорционально бюджету.

У нас в семье было строго с деньгами. Мои родители — чемпионы мира по экономии.

Я стараюсь покупать только то, что действительно необходимо. У меня насчёт покупок фантазия очень ограничена.

_______________________________________________________

В следующей части Михаил Фридман расскажет о дружбе и бизнес-партнерах, детях, власти и своих личных качествах