Этот фильм в своё время вызвал огромный резонанс. Одни его горячо хвалили, другие еще горячее ругали. Встречаются следующие комментарии:
"Какая хорошая картина, какая молодец это Зося! Сохранила ребёнка, несмотря на давление общества, хоть и тяжело ей потом будет".
"Вот балда, зачем забеременела в такие годы, всю жизнь себе испортила, молодость по крайней мере.
Не умеешь предохраняться, не вступай в половую связь. Дурацкий фильм, разврат рекламирует".
Сюжет, на первый взгляд, достаточно прост: старшеклассники Гоша и Зося (Елена Цыплакова) вступают в близкие отношения. Узнав о беременности подруги, Гоша трусливо сбегает и даже женится на влюблённой в него Дине (Евгения Симонова). Зося решает оставить ребёнка, даже если придётся одной растить его.
В конце фильма бывшие одноклассники встречаются и беседуют.
- Мне пора уходить.
- Куда?
- Надо. Я и так уже опоздала.
Вскоре Зося рассказывает о сыне, и потрясенный Гоша говорит:
- А что же мне теперь делать? Уехать, утопиться, выпрыгнуть из окна? Что?
- Гоша, мне пора идти.
И Зося стремительно уходит.
Значительная часть зрителей одобрила поднятие темы мужской ответственности, и вопроса нежелательной беременности. Но многие сочли фильм опасным и всерьёз считали, будто после этого фильма все 10-тиклассницы побегут рожать.
Особое внимание привлекает финал. Да, в конце фильма Зоя уходит прочь от отца своего ребёнка, так жестоко обидевшего её. Но есть как минимум два фактора в пользу того, чтобы воссоздать прежние отношения:
1. Общее романтическое прошлое, воспоминания о нём, опыт общения. Тем более, только что оба посмотрели старые школьные видеозаписи.
2. Общий ребёнок, которому нужен отец. Ребёнка легче воспитывать обоим родителям, они одному.
Финал посчитали нелогичным и некоторые кинокритики. Например, Е. Громов упрекнул режиссера за такое окончание, поскольку в нем «не сводятся воедино сюжетно-концепционные линии картины»:
«Минорный уход Зоси психологически не мотивирован, он не вытекает из её прежних слов и поступков, из её мировосприятия и снисходительно-прощающего отношения к любимому человеку».
Почему же режиссер Павел Любимов не сделал позитивный финал? Быть может, он выбрал открытую концовку, чтобы заострить проблемы фильма?
Ещё одна возможная цель - сохранить созданный экранный образ сильной независимой женщины. И в этом смысле фильм "Школьный вальс" льет воду на мельницу феминизма.
Кстати, некоторые киноведы сравнивают Зосю с героиней фильма "Маленькая Вера", называя этого персонажа предвестником перестроечной Веры: "ещё не такая вызывающая и бескомпромиссная натура, как героиня Натальи Негоды" (слова кинокритика С.В. Кудрявцева).
Наверное, покажи режиссёр примирение, споров о фильме было бы гораздо меньше. Рассмотрим открытые финалы других советских фильмов на любовную тематику.
"В моей смерти прошу винить Клаву К." (1979) - Сергей Лавров, вроде бы установивший отношения с девушкой по имени Туся, в самом конце вдруг представляет на её месте свою первую возлюбленную Клаву К.
- Ты всегда будешь любить Клаву.
- Так не бывает.
- Бывает.
Таким образом заостряется проблема неразделенной, невзаимной любви. Подчеркивается, что забыть другого человека непросто.
Или фильм "С любимыми не расставайтесь" (1978) - в самом конце Катя (Ирина Алфёрова) вдруг поднимает истерику перед Митей (Александр Абдулов) и многократно кричит, не в силах успокоиться:
- Я скучаю по тебе!
На этих криках фильм заканчивается, оставляя неотвеченным вопрос: сойдутся ли бывшие супруги вновь, или нет?
Возьмём другой любовно-драматичный фильм (точнее, сериал) "Цыган" (1979), о сложных отношениях цыгана Будулая и крестьянки Клавдии. Там финал закрытый и счастливый, в конце концов герои находят друг друга, и улаживают прежние разногласия.
На Яндекс Дзене "Цыгану" посвящено 4 статьи, их общее число дочитываний составляет около 13000. "Школьному вальсу" различные дзен-авторы тоже посвятили 4 статьи, но совокупное число дочитываний - около 126000, в 20 раз больше. Так что фильмы с открытым финалом действительно вызывают бОльший резонанс.
И вот еще один довод, который, пожалуй, может объяснить концовку "Школьного вальса". А не стало бы счастливое воссоединение отца и матери невольной рекламой внебрачных связей среди подростков? Ведь Happy End как бы говорил: "не стоит бояться рано вступать в отношения и рвать их, ведь всегда можно восстановить, и всё будет хорошо".
Создатели фильма могли опасаться за такое понимание смысла фильма зрителями. И потому пошли на открытый финал.
Прогнозы
Ну а теперь давайте попробуем найти ответ на вопрос: насколько вероятно примирение Зоси и Гоши в будущем?
Что же будет дальше? Неужели боль и обиды перевесит? Ведь Гоша всё-таки раньше не был пьяницей, и не бил свою возлюбленную. А многие женщины терпят и пьянство, и насилия во имя сохранения брака, ради детей и т.д. Может, Зося всё же сумеет простить Гошу?
Наверное, шансов на возобновление отношений больше, ведь
1) У Гоши проблемы с Диной
2) Обида Зоси со временем уменьшится
3) Гоша может проявить настойчивость.
Правда, малодушный отец стал пить и боится ответственности, дезорганизован и бросил институт. Однако почувствовав себя отцом, он может и измениться.
А как вы думаете? Какой вариант событий развития событий считаете наиболее вероятным?
Если статья интересна, ставьте лайк и подписывайтесь на канал.
P.S. Еще пару слов об актрисе. Актриса Елена Цыплакова весьма привлекательна, но расцвет ее красоты - в фильме "Адам женится на Еве". Видел ли кто-нибудь этот необычный фильм?