Я с удивлением узнал, что на какой-то довольно разумной стадии разработки находится игра "Miegakure", которая представляет себе компьютерный 4D-платформер. Если Вы не можете представить себе, что это такое, то я могу порекомендовать, во-первых, видео на эту тему от создателей:
А во-вторых, давайте поясню. Самые старые платформеры были 2D-играми - это значит, что у вас было только два направления для игры: вверх (и вниз) и влево (и вправо). Потом появились 3D-игры. Здесь у вас сохранилась традиционная платформенная ось вверх-вниз, но лево и право сменились плоскостью, где вы можете выбирать направление.
Но если можно показать на двумерном экране трёхмерный объём, то почему нельзя четырёхмерный? - подумали разработчики. И принялись за дело. В основу механики положена идея "поворота головы": представьте себе, что вы, разглядев предмет "анфас", можете нажатием кнопки осмотреть его в профиль. Точно так же можно делать и в размерности четыре, только вместо двух плоскостей рассмотрения у вас будет три. Короче, нажимая кнопку, вы можете переходить из одной трёхмерной "стенки" четырёхмерного мира в другую, а игра проецирует эти трёхмерные стенки на двумерный экран.
Это открывает возможности для относительного экранного отображения мира размерности четыре, для новых типов пространственных головоломок и тому подобного. Мне кажется, что это очень интересная и перспективная задумка, поскольку позволяет принципиально развить новый тип интуиции - четырёхмерную интуицию, которая у нас в обычных условиях начисто отсутствует.
Игра недоделана, и что-то я сомневаюсь, что будет доделана в обозримой перспективе (судя по темпам работ и размеру компании), но сама идея меня чрезвычайно захватила. Вы можете посмотреть на видео, - даже не обязательно запускать его, видите кристаллы на заставке? - так вот, они все на самом деле одинаковые, просто это разные их пространственные сечения. Такой подход, несомненно, развивает геометрическую фантазию.
Я всегда был сторонником разных геометрических размышлений и обсуждения литературных возможностей необычных путешествий, скажем, во времени (именно однонаправленность времени не позволяет ему быть полноценным "четвёртым измерением" - представьте себе, что вы бы могли двигаться по оси влево-вправо только направо, на что бы была похожа жизнь?). Я думаю, что люди, которые хотели бы использовать идею "четвёртого измерения" по-серьёзному в своих литературных произведениях - фантастике или, паче чаяния, в фэнтези, - могли бы посмотреть если не саму игру (это ещё надо дождаться, когда она выйдет), то хотя бы ролики к ней, которые позволяют значительно развить интуицию в такой странной области, как четырёхмерная геометрия пространства.