Да не только на иностранном, так-то, скажем честно. Но тут я буду делать акцент именно на том, почему труднее всего заговорить на изучаемом языке. Во-первых, нужно знать, что говорить. То есть, вы должны быть уверены, что скажете то, что хотите. Ну, ведь сами замечали, наверное, что уж «здрасте» на языке вы не быстро перестаете бояться сказать. А вот даа-альше. Потому что вы уверены, в каких случаях говорят «здрасте», и знаете, как оно говорится на изучаемом языке. Во-вторых, у вас должен быть настроен речевой аппарат на другой язык. Вы не привыкли к звукам другого языка, и вам трудно произносить сочетания слов, поэтому даже не сильно сложные слова вызывают всплеск адреналина и мы говорим слово как попало, нас не понимают, мы расстраиваемся и смолкаем.
В-третьих, нам сам мозг мешает. Мы не мыслим на языке, не думаем словами, мы думаем образами. То есть, если вам сказать «кошка», то у вас перед глазами появится образ кошки. Это либо первая кошка, которую вы видели в жизни и осознали, что это кошка, либо самая любимая/красивая кошка, либо последняя виденная (последняя виденная, кстати, это уже сопоставление). То есть, у вас есть образ кошки, эталон, по которому вы определяете, что кошка, что нет. И вот эти образы они сопоставляются со словами один раз, то есть, с первым языком, который вы учите — с родным. Следующие языки сопоставляются со словами, а не с образами. Просто при активном использовании языка, сопоставление происходит так быстро, что вам кажется, что вы начали думать на другом языке. Это не так:). Думаете вы все так же — образами. Польза этого знания в том, что вам трудно говорить на языке, даже при якобы усвоенных правилах и большом словарном запасе, потому что вы пытаетесь перевести образы в слова другого языка сразу, а надо свою мысль сначала перевести в родные слова. И тогда мозг достанет нужные слова изучаемого языка. Кстати, это же одна из причин, почему языки путаются, когда вы знаете два иностранных, например.
Как убрать эти препятствия?
1. Читайте. Обязательно вслух. Это позволит накопить вам лексическую контекстную базу, то есть, не разбросанные списки слов (которые, кстати, невозможно выучить в долговременную память, потому что они ничего не значат и ни с чем не связаны), а ситуации применения понятий и конструкций. Собственно, то, что и формирует речь. Книга, которую вы взялись читать, должна быть интересной для вас. Не выделывайтесь сами перед собой или перед незримым наблюдателем. У вас будет проделана такая большая лингвистическая работа, при этом чтении, что вы можете одинаково гордиться, читали вы Бертрана Рассела или Сотни престолов Гарри Поттера.
2. Пишите. Ведите дневник в тетрадке или блог на изучаемом языке. С ошибками. Спустя месяц-два перечитывайте и исправляйте ошибки в прошлых записях и постах. Это научит вас формулировать мысли на иностранном языке. Даст вам уверенность в том, что вы знаете, что хотите сказать.
3. Пересказывайте себе или кому-нибудь (если есть добрый человек рядом с вами, готовый слушать) прочитанное, свои посты.
4. Описывайте картинки. Вслух. Как можно подробнее и как возможно сложными предложениями. В советской школе были такие упражнения — «опиши картинку», как раз, для развития речи. Пользуйтесь научными разработками сверхстраны, лучшего-то не придумали и не придумают.
Все эти советы универсальны, подходят для развития речи и на родном языке. Естественно, для иностранного языка эти советы годятся, если вы знаете правила чтения и у вас проблема заговорить. Если у вас нулевой уровень, начните с понимания структуры языка. Заговорить с нуля за неделю -миф. Вы не заговаривали с нуля на родном языке, вы просто не помните, как мучились, не в силах выразить то, что хотите.
Поступило мне несколько вопросов в личку, не жалко ли мне рассказывать про уникальные лайфхаки своей методики. А вот другие преподы украдут, а вот ученики сами будут заниматься, а платить не пойдут. Не, не жалко. Тем людям, которые способны взять, сами, — вообще, ничего не жалко. А другие да ленивые же мы все!)) С наблюдателем заниматься куда проще и эффективнее (это психологическое естественное). А другие преподы украдут… оспадя, да скорее бы уже, может, толку больше будет. Применить бы смогли только.
Да и нет преступления хуже, чем укрывать знания.
Говорите, на объединение мира!
Ну, или приходите, научу говорить на любом языке.