Найти в Дзене
Сергей Сафронов

С Днем железнодорожника и/или немного истории символов железных дорог России!

С чего все началось. Нашел в огороде у матушки непонятный артефакт, который выглядит вот так.
Рисунок 1 – Находка в огороде
Стал отмывать рассматривать под увеличением и это оказалась… пуговица работника Московско-Казанской железной дороги, со следами серебрения. Изготовитель Юнкин, Москва, 1 сорт. С лицевой стороны герб Москвы и Казани под короной Российской Империи, под гербами надпись МКЖД.
В

С чего все началось. Нашел в огороде у матушки непонятный артефакт, который выглядит вот так.

Рисунок 1 – Находка в огороде
Рисунок 1 – Находка в огороде

Стал отмывать, рассматривать под увеличением и это оказалась… пуговица работника Московско-Казанской железной дороги, со следами серебрения. Изготовитель Юнкин, Москва, 1 сорт. С лицевой стороны герб Москвы и Казани под короной Российской Империи, под гербами надпись МКЖД.

В хорошем состоянии она выглядит вот так.

Рисунок 2 - Пуговица работника Московско-Казанской железной дороги (без серебрения)
Рисунок 2 - Пуговица работника Московско-Казанской железной дороги (без серебрения)

И вот с этого момента мне стало интересно разобраться с символикой у железных дорог России, почему МКЖД, какие были еще дороги, почему пуговица посеребренная, а есть просто медная, какие есть еще особенности символики у железных дорог.

Много лет, так или иначе, связан с железными дорогами, а такие вопросы меня не посещали и, вот, пожалуйста…

1. Немного истории

Датой образования Министерства путей сообщения считается 16 июня 1865 года, но деятельность правительства в области путей сообщения началась ещё в 1649 году, когда царь Алексей Михайлович издал Уложение об охране судоходства.

Дальнейшее толчок развития путей сообщений России получили при Петре I, когда была учреждена Коммерц-Коллегия. Строительство новой столицы – Санкт-Петербурга требовала развития путей сообщений, что привело в 1709 году к созданию речной Вышневолоцкой водной системы, в 1721 году начинается строительство тракта Санкт-Петербург – Москва. В 1742 году функции наблюдения за сухопутными дорогами от коммерц-Коллегии переходят к Канцелярии перспективной дороги, в 1748 году получает название Комиссии о дорогах в Государстве, в 1755 году образовывает Канцелярию строения государственных дорог.

В 1798 году император Павел I утверждает проект образования Департамента водных коммуникаций (возглавил Н.П. Румянцев), который выдавал рекомендации для обучения группы специалистов за рубежом, с другой стороны приглашал в Россию ученых и инженеров для проектирования и строительства шоссейных дорог, мостов, обводных каналов, каменных устоев и других технических сооружений.

В 1809 году Департамент расширил свои полномочия и был переименован в Управление водяными и сухопутными сообщениями. В этом же году на базе Управления был создан Корпус Инженеров Путей сообщения и в его составе военный Институт корпуса путей сообщения.

C 1820 года по 1832 год департамент носил название «Главное управление путей сообщения», а с 1833 года по 1842 год – «Главное управление путей сообщения и публичных зданий».

Только в 1842 году по указу от 17 августа в управлении был создан Департамент железных дорог, директором которого был назначен К. И. Фишер. Департамент возглавил строительство Петербург-Московской железной дороги (1842 – 1851 г.г.).

Мне кажется, что стоит напомнить о том, что в обществе России было большое сомнение по поводу необходимости строительства и развития сети железных дорог в стране. Большинство крупных городов располагались на берегах морей, рек. Реки связывали друг с другом каналами. Летом транспортными средствами были различные суда, зимой реки превращались в надежные и скоростные санные пути. Железные дороги представлялись как что-то ненадежное, дорогостоящее, не перспективное, что не окупится никогда и, при этом, нанесет ущерб сложившейся отрасли коннозаводчиков, извозчиков.

15 июня 1865 года Император Александр II издал Указ об учреждении Министерства путей сообщения России. Руководство публичными зданиями было передано в ведение Министерства внутренних дел, а телеграф – Главному почтовому департаменту. В министерстве был сохранён Департамент железных дорог, и создано Управление Главного инспектора частных железных дорог. Первым министром путей сообщения был назначен Павел Петрович Мельников.

Рисунок 3 – Портрет министра путей сообщения П. П. Мельникова Павел Петрович Мельников (1804 – 1880 г.г.). [1]
Рисунок 3 – Портрет министра путей сообщения П. П. Мельникова Павел Петрович Мельников (1804 – 1880 г.г.). [1]

2. Первая эмблема

Первую эмблему Управление водяными и сухопутными сообщениями (прародитель ОАО РЖД) получило в 1809 году. Представляла она собой скрещённые топор и якорь.

Почему якорь и топор? Основа – водные пути сообщения, якорь – это неотъемлемая часть оснастки судна. С помощью топора рубили суда, причалы, в одной из версий мосты и дороги.

В 1830 году скрещённые топор и якорь появились на мундирах и сюртуках офицеров и кадетов Института Корпуса инженеров путей сообщения.

Рисунок 4 – Пуговица с изображением крестообразно положенных топора и  якоря [2]
Рисунок 4 – Пуговица с изображением крестообразно положенных топора и якоря [2]

С 1876 года эмблема постоянно соседствовала рядом с названием одного из первых в мире отраслевых изданий – «Газеты железных дорог и пароходства». Спустя ещё пять лет она появилась на общем флаге МПС.

Рисунок 5 – Флаги Ведомства путей сообщения с изображением крестообразно положенных топора и якоря [3]
Рисунок 5 – Флаги Ведомства путей сообщения с изображением крестообразно положенных топора и якоря [3]

С 1882 года это сочетание сделали отличительным знаком казённых железных дорог. Эмблема, нанесённая на государственный герб, помещалась на продольных стенках пассажирских и товарных вагонов.

Эмблему использовали до 1932 года до введения современного технического знака из ключа и молотка, ее можно назвать долгожителем!

Рисунок 5 – Крышка колодца в г. Омск с символикой МПС России [4]
Рисунок 5 – Крышка колодца в г. Омск с символикой МПС России [4]

3. Форма работников железных дорог

Инженеры путей сообщения продолжали носить военные мундиры до 1867 г., когда стали выпускаться из института в званиях гражданских инженеров и с чином коллежского или губернского секретаря.

О форменных костюмах служащих первых железных дорог известно немного. Проектировщик и строитель дороги Царскосельской железной дороги Ф. Гертснер выписал форму для кондукторов вагонов из-за границы.

Накануне открытия регулярного движения поездов Петербурго-Московской линии было утверждено «Положение о составе Управления С.-Петербурго - Московской ж.д.», где было указано, что весь обслуживающий персонал разделяется на четыре роты. Первую составляли машинисты, их помощники и кочегары. Вторую - обер-кондукторы и кондукторы. Им всем полагался мундир военного образца, головным убором служила каска. Кондукторам и обер-кондукторам полагался фашинный нож на черной портупее.

Начиная с 1855 г. происходят большие изменения, в покрое форменного обмундирования всех служащих ведомства путей сообщения. Чтобы поднять престиж государственной службы среди нижних чинов, вводится право отличать выслугу лет серебреными галунами: так, за пять лет службы мастерам и машинистам Николаевской железной дороги полагались галуны на обшлага рукавов, за десять лет к ним прибавлялись галуны на фуражку и воротник.

Длительный период времени развитие железных дорог осуществлялось за счет частного капитала, поэтому единообразия в форме и знаков отличия по дорогам не было. Представьте, что в период 1861-1873 гг. было основано 53 акционерных железнодорожных общества и каждое общество вводило свою форму для служащих.

Первая единая форма одежды для всех железных дорог России (кроме Финляндии) вводится в 1878 г. Служащие Министерства путей сообщения в дореволюционной России подразделялись на 4 разряда:

• инженеры путей сообщения;

• чиновники центральных учреждений;

• чиновники местных учреждений;

• железнодорожные служащие.

К разряду служащих относился обслуживающий персонал станций и депо. Отличия форменного костюма для них заключалось главным образом в цвете выпушек по роду служб ( красный, зеленый, синий и желтый ).

24 августа 1904 г. утверждаются последние изменения в форменном обмундировании гражданских чинов Министерства путей сообщения в дореволюционной России. Согласно им чиновники и инженеры имели 7 установочных форм обмундирования:

• парадную;

• праздничную;

• обыкновенную;

• особую;

• будничную;

• летнюю;

• дорожную.

Для различия железнодорожных служб, которых было четыре, были введены различные цвета кантов на головном уборе, обшлагах, воротниках, наплечных знаков, а именно:

· для службы пути и зданий - зеленый цвет;

· для службы тяги и подвижного состава - синий цвет;

· для службы движения - малиновый цвет;

· для службы телеграфной - желтый цвет.

Кроме того, для различных профессий, вводились бляхи на фуражку (например, ДОРОЖНЫЙ МАСТЕР), нагрудные знаки, нарукавные знаки из металла. Для различия специалистов разных классов на фуражке имелись полоски-галуны:

· для 1-го класса -3 галуна;

· для 2-го класса -2 галуна;

· для 3-го класса -1 галун.

Кокарда на головном уборе, пряжка ремня, нагрудные и нарукавные знаки работников имели начальные буквы той дороги, на которой они работали. Например, для Сибирской ж.д. это были буквы СЖД, для Северо-Западной - СЗЖД, для Китайско-Восточной - КВЖД и т.д.

Мундиры отличались по цвету для различных служб. Для службы пути и зданий они шились из темно-зеленого сукна, а для службы движения - из черного. Пуговицы на мундирах пришивались в два ряда по 6 штук и были либо гладкие, либо с начальными буквами названия дороги, как на знаках и пряжках.

Начальники станций имели еще одно отличие: фуражку красно-оранжевого цвета.

Рисунок 6 – Форменные пуговицы 10. Форменная пуговица телеграфистов 1858 г.
11. Фуражечная кокарда локомотивных бригад
12. Фуражечная кокарда служащих путей сообщения 1850-1917 гг. [5]
Рисунок 6 – Форменные пуговицы 10. Форменная пуговица телеграфистов 1858 г. 11. Фуражечная кокарда локомотивных бригад 12. Фуражечная кокарда служащих путей сообщения 1850-1917 гг. [5]

4. Колесо и крылья

В 1871 г. появилась эмблема Главного общества российских железных дорог: два распростертых крыла с колесом. Позднее эмблема несколько видоизменялась, но смысл остался прежний - скорость, точность, комфортабельность.

В Россию эмблема попала из Пруссии, как и многие мундирные нововведения 1870-х годов. Почти во всех европейских странах стальные магистрали относились к коммерческим предприятиям, поэтому на кители железнодорожников наносили эмблему в виде колеса с крылышками, которые, в свою очередь, считались неизменными атрибутами древнегреческого бога торговли Гермеса.

Рисунок 7 - Эмблема Главного общества российских железных дорог: два распростертых крыла с колесом
Рисунок 7 - Эмблема Главного общества российских железных дорог: два распростертых крыла с колесом

13. Кокарда главного Общества Российских ж.д. 1871 г. [6]

Окончательно изображение эллипсообразного колеса с крыльями из четырех укороченных снизу перьев (позолоченных, посеребрённых или белых – в зависимости от ранга сотрудника) утвердилось только в 1963 году.

В 1995 году «летящее колесо» появилось на флаге МПС РФ, в 2003 году – на флаге ОАО «Российские железные дороги», а в 2006-м – на флаге Федерального агентства железнодорожного транспорта.

Рисунок 8 – Флаг Федерального агентства железнодорожного транспорта [7]
Рисунок 8 – Флаг Федерального агентства железнодорожного транспорта [7]

5. Ключ и молоток

На смену топору и якорю пришли французский ключ и молот, опять же расположенные накрест. Приказ наркома путей сообщения А.А. Андреева от 15 августа 1932 года обязывал: «Изъять старую эмблему железнодорожного транспорта – топор и якорь, заменив на… перекрещенные французский ключ и молот…».

Рисунок 9 – Символ перекрещенные французский ключ и молоток [8]
Рисунок 9 – Символ перекрещенные французский ключ и молоток [8]

Одна из версий гласит, что выбранное сочетание отражало дух свободы трудящихся: ключ – от родины революции Франции, молот – от разбивающего оковы рабочего нашей страны. Другая версия говорит, будто разводной ключ «завоевал» место на техническом знаке благодаря сильному французскому влиянию на развитие железных дорог России.

«Франко-русское» изображение можно было встретить и на знаках об окончании технических вузов, поскольку у нас они возникали в значительной мере как железнодорожные.

Кстати, знаете ли Вы, что цвета дизайна бренда ОАО РЖД – белый и красный цвета - отражают корпоративные ценности корпорации – Мастерство, Целостность, Обновление? Белый цвет «символизирует мастерство, проверенное годами», красный цвет – «ассоциируется с обновлением бренда», а «сочетание этих цветов доказывает целостность «РЖД».

Становится интересно, как на протяжении многих лет накапливается история создания, изменений, обновлений транспортной отрасли России, как это находит отражение в соответствующей символике. Понимаешь, что это важно и дает много информации о статусе компании, об ее видении будущего, инструментах его достижения, коридоре ценностей и многом другом.

На мой взгляд, появился достаточно большой объем информации, а начиналось все с одной непонятной пуговицы с отломанным ушком….

Всех посвященных, в первое воскресенье августа, поздравляю с Днем железнодорожника!!!

Источники:

1. https://www.pinterest.fr/pin/573364596305289064/

2. https://forma-odezhda.ru/encyclopedia/istoriya-formennoj-odezhdy-zheleznodorozhnikov-1/

3. https://yandex.ru/images/search?text=%D1%84%D0%BB%D0%B0%D0%B3%20%D0%BC%D0%BF%D1%81%20%D0%B2%2019%20%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B5&stype=image&lr=51&source=wiz&pos=1&img_url=http%3A%2F%2Fwww.vexillographia.ru%2Frussia%2Fimages1%2Fmps81_4.gif&rpt=simage

4. https://zen.yandex.ru/media/omchanin/iakor-i-topor-ili-drevniaia-istoriia-rjd-5cf4a39023b3f000afdd9445

5. https://forma-odezhda.ru/encyclopedia/istoriya-formennoj-odezhdy-zheleznodorozhnikov-1/

6. https://forma-odezhda.ru/encyclopedia/istoriya-formennoj-odezhdy-zheleznodorozhnikov-1/

7. https://yandex.ru/images/search?text=%D1%84%D0%BB%D0%B0%D0%B3%20%D1%84%D0%B0%D0%B6%D1%82&stype=image&lr=51&source=wiz&pos=0&img_url=https%3A%2F%2Fmagazin-simvoliki.ru%2Fuploads%2Fproduct%2F1500%2F1581%2F2019-04-02_01-12-16_2019-04-02_01-12-25.png&rpt=simage

8. https://forma-odezhda.ru/encyclopedia/istoriya-formennoj-odezhdy-zheleznodorozhnikov-1/