2 августа 2020 года исполняется 80 лет жительнице поселка Луньевка Александровского района Пермского края Гильфановой Дидарии Закиуловне. Круглая дата в жизни человека становится поводом оглянуться назад и дать оценку пройденного пути.
Дидария Закиуловна Гильфанова родилась 2 августа 1940 года в Республике Татария, в деревне Чутай Балтасинского района. Родители были рады появлению четвертой дочери. Девочка родилась в большой, дружной, трудолюбивой семье. Она не знала, какие испытания приготовит жизнь. Она не знала, как умение радоваться маленькому чуду будет давать ей огромное счастье жить.
Война отняла у неё родителей. Отец в 1941 году ушел на фронт и пропал без вести, мама в 1942 году тяжело заболела и умерла. В большом доме остались жить и постигать все трудности взрослой жизни четыре девочки: Сания, Сафура, Каусария, Дидария. Старшей Сание было 12 лет, Дидарие два года. Председатель колхоза и жители деревни проявили искреннюю заботу о девочках без родителей.
Они так же продолжали жить в большом родительском доме, вели свое хозяйство, а колхоз помогал продуктами. Так в маленькой Дидарие зародилось доверие и открытость к миру, которое она пронесла через всю свою жизнь. Мир взамен подарил ей счастливую жизнь, открытых, заботливых, добрых людей. В школьные годы у неё раскрылся талант петь. Её пригласили в школьный хор. Её красивый голос украшал выступления хорового коллектива. И сейчас она с удовольствием принимает участие в клубной самодеятельности поселка Луньевка. В 2013 году на городском конкурсе "Минута славы" стала победителем, в 2022 году на краевом конкурсе получила диплом 1 степени за исполнение татарских песен. Дидария стала хранителем татарской культуры. Она до сих пор несет традиции своей нации через одежду, песни, речь, через соблюдение мусульманских обычаев.
Голодные времена в Татарии заставили искать новое место жительства. Им стал город Кизел, куда позвала старшая сестра Сафура. Дидария здесь впервые досыта ела хлеб. Она устроилась на работу на Кизеловскую швейную фабрику. Здесь она встретилась с будущим мужем Гелусом. Он её увез в Луньевку, где жил он и его многочисленная крепкая родня Гильфановых, Фатыховых.
Свадьба была незабываемой. Родственники, друзья поздравляли молодую семью: красивого, сильного юношу и маленькую, хрупкую девушку, желали счастья. Счастье было радо поселиться в новой ячейке общества. Молодая семья начала семейную жизнь с постройки нового дома в центре поселка Луньевка. На помощь приходили родственники и жители поселка. Все делали сообща, дружно. Двери гостеприимного дома всегда были открыты. Каждый день был наполнен полезными делами и добрыми встречами.
Дидария и Гелус вместе работали в Луньевском каменном карьере, держали большое подсобное хозяйство, вели честную жизнь в труде и заботе. За добросовестную работу Дидария Закиуловна награждена многочисленными наградами, одна из которых заслуженная медаль «За трудовую доблесть». В поселке семья Гильфановых пользовалась большим уважением.
Дидария и Гелус прожили вместе 52 года, вместе вели домашнее хозяйство, принимали активное участие в общественной жизни поселка, вместе путешествовали по стране, растили детей. В семье родились четыре ребенка. Две девочки умерли после родов. Двое детей: сын и дочь получили достойное воспитание в семье, высшее образование, создали свои семьи и продолжили род. Сейчас у Дидарии Закиуловны четыре внука и правнучка.
Оглядываясь в прошлое, вспоминается самое лучшее: люди, события, даты. Каждый счастливый миг дарил счастье, который наполнял Дидарию любовью. Отличительной чертой мудрой женщины является то, что она не копит полученную любовь, а щедро делится с окружающими. Такой вот круговорот любви и 80 лет счастья. Добрая улыбка и теплый взгляд Дидарии Закиуловны являются подтверждением.
Стихотворение «Еду к маме»
Еду к маме, еду к маме,
Я сегодня утром ранним.
По проселочной дороге,
дребезжа, газелька мчится.
оставляя все тревоги,
спешу в детство возвратиться.
На бетонной остановке
в душу набежит истома,
по щебеночной дороге
я иду к родному дому.
Этот дом построил папа
лес рубил, строгал, возил
и по бревнышку рядами
домик славненький сложил.
Папа крепкий был мужчина
любовь маме одарил,
педагог большого чина
сына с дочкою растил.
А хозяйка дома- мама
шаньги вкусные пекла...
чувства образуют гамму,
в детство мысль перенесла...
Я взлетаю на крылечко,
сердце в дом скорей зовет
Мне навстречу с пылу, с жару
мама шаньги достает.
Еду к маме, еду к маме,
Я сегодня утром ранним...
Проза «Улям»
Улям!» - я вчера услышала от мамы. В переводе с татарского это означает «Умираю!». Мама пришла из бани, тяжело дыша села на стул, чтобы отдышаться и произнесла «Улям!». Мне стало не по себе. Представление о смерти словно током ударило в тело. Как же мы боимся этого слова. Не только произносить, а даже думать. Но вместо страха у меня вдруг появились воспоминания, связанные с этим словом «Улям!».
Какое родное слово. Я его часто слышала раньше. Когда? В своем далеком детстве. Мама приходила с работы и громко произносила это слово «Улям!».
Мама работала в каменном карьере. Они производили щебенку. Часто случались завалы и женщины их сами лопатой разгребали. Не один Камаз щебенки пришлось вручную перелопатить машинисткам конвейера за несколько лет работы в карьере. Сколько же сил нужно было моей маме, хрупкой женщине, чтобы перекидать такую гору камней! Уставала так, что видно чувствовала свой предел. Возвратившись с работы, она громко произносила «Улям!» и меняла свою карьерскую спецовку на рабочий халат.
«Улям!»- снова говорила она и уходила в хлев. Там кормила корову, овечек, телку, куриц. На кухне гремели ведра. Ковшик звонко стучал по фляге и наполнял ведра громкими потоками воды. Все движения мамы были быстрыми, четкими. Забыв о себе, она не давала умереть домашним животным. Было слышно только её громкие шаги и хлопание двери.
Потом появлялся новый звон пустого ведра и скрип двери холодильника. Мама доставала масло, прихватывала чистую тряпку и, звеня пустым ведром, отправлялась доить корову. Через мгновение ведро с молоком стояло на лавке, а рядом в ряд выстраивались сияющие трехлитровые банки. Запах парного молока заполнял дом.
И вот уже на каждой банке чистая марля и сквозь нее теплая, белая, ароматная жидкость наполняет стеклянный сосуд. Банки уходят в холодильник. Неполная банка остается на столе для ужина. А молочная пенка вместе с марлей отправляются в тазик с водой. Мамина сестра любила пенку с молока. Она его наносила на лицо как крем. Мама этого не делала, но кожа лица у не была всегда безупречной. Ей хватало молочных паров.
Вот уже мама появляется в дверях с охапкой дров. Она с шумом опрокидывает их на железный лист перед печкой. Через минуту дровишки весело горят, согревая дом. На плите начинает шуметь чайник, кипит бульон в кастрюле, и жарится картошка. Веселый оркестр играет мелодию для ужина.
Сейчас детские воспоминания можно научно объяснить. В подсознании человека скрыты великие ресурсы. Нужно уметь правильно их применять, находить подходящие слова.
Какое мотивирующее слово «Улям!». Организм забывает все, что было с ним и начинает новую жизнь. Забывается боль от тяжелой работы, приходят силы для новых дел. Смерть для человека становится нестрашной, он уже мысленно умер. В метальном пространстве смерть дает жизнь. Это похоже на перезагрузку компьютера.
И сейчас мама, тяжело дыша после бани, сказала свое волшебное привычное «Улям!». Уже через минуту мы сидим с ней за столом и пьем горячий ароматный чай с травами. Мама снова выглядит бодрой, веселой и рассказывает мне свои новости. Я слушаю маму и улыбаюсь. У меня уже нет прежней тревоги от этого слова "Улям!". Я горжусь мамой, умеющей так волшебно восстанавливать свои силы и умело заботиться о своем пространстве.
А у вас есть чудесные слова, дающие вам силу?
Мама, ты прожила достойно очень
Все эти восемьдесят лет,
Пускай здоровье будет прочным,
Для нас тебя роднее нет.