В последнее время стало модным покупать автомобили, которые оснащены классической автоматической трансмиссией. Все дело в том, что автопроизводители стали внедрять их в массовые модели и даже Лада Гранта сейчас доступна с полноценным гидротрансформатором. Это все, конечно, хорошо. Все-таки, приятно, когда современные технологии уходят в массы, добавляя в жизнь рядовых автолюбителей новые возможности и комфорт. Однако, покупать автомобили с автоматической коробкой передач – это сейчас больше мода, чем реальная необходимость. Для тех, кто считает, что машина с АКПП – это круто, хочу сегодня разъяснить некоторые моменты, которые помогут определиться между «автоматом» либо, все же, механической коробкой переключения передач.
На самом деле, автоматическая коробка-гидротрансформатор – это вещь далеко не новая и свои корни она берет издалека – еще с архаичного 20-го века, причем не с самого его конца, или даже, половины. Можно сказать, что классические «автоматы» по своему возрасту практически равны обычной механической трансмиссии, но разложенные по полкам приоритеты разбросали эти типы коробок по разным сегментам и целевым аудиториям.
Наиболее заметная дифференциация случилась во второй половине 20-го века. Именно тогда начали массово внедряться автоматические коробки передач в автомобиле. Про Америку я говорить не буду, ибо здесь многие авто-опции уже в начале 20-го века считались чем-то нормальным, в отличие от иных стран. А вот на Россию влияние оказала Европа. В чем суть: США – как более продвинутая во всех отношениях держава, причем финансово развитая, могла себе в былые времена ставить «автоматы» даже на очень бюджетные машины. В Европе же к АКПП было иное отношение – ее наличие в машине допускалась лишь в сегменте люксовых седанов либо в топ-версиях какой-либо из моделей.
Со временем классический «автомат» и стал одним из атрибутов максимальной комплектации. При этом, частично, остается таковым и сейчас. Но производители все же стараются адаптироваться под потребности рынка и устанавливают гидротрансформаторы уже на бюджетные модели.
Такая массовая интеграция автоматических коробок на относительно доступные машины породила моду, которой неукоснительно следуют те, кто не слишком хорошо разбирается в технической части – такие думают, что две педали являются более крутым выбором, нежели какая-то там «механика», которая есть даже в «Оке». Но даже грамотные в автомобильном плане люди также обращают внимание на автоматическую коробку, ибо она имеет за собой ряд преимуществ.
В целом, это прекрасно - что люди начинают открываться всему новому. Но было бы лучше, если бы потребитель разбирался в технической части и реально оценивал достоинства, недостатки автоматической коробки передач, а не только лишь судил по тому, круто это или не круто – покупать машину с «автоматом». У меня, лично, на этот счет есть свое мнение и сегодня я вам поведаю в каких случаях необходима АКПП, а в каких – не особо. Я не собираюсь никого отговаривать от гидротрансформатора, но вы должны понимать, что платите за него из собственного кармана и порой переплата относительно МКПП может быть просто бесполезной. Итак, поехали.
Объясняю
Плюсы АКПП
Итак, давайте, сперва, поговорим о полезных свойствах автоматической коробки передач – о таких, за которые действительно стоит отдавать деньги и выбирать комплектацию с данным типом КПП. На самом деле, их не очень-то и много. Но все преимущества – значимые.
Во-первых, и самое главное положительное свойство автоматической коробки передач – это удобство в эксплуатации. Да, довольно примитивно, но факт – обращаться с двумя педалями гораздо легче, нежели с тремя и касается это как городской эксплуатации, так и трассовой. За городом главное достоинство «автомата» - это режим кикдаун. Он здорово помогает при обгонах и суть его функционирования довольно простая: при продавливании педали акселератора более, чем в половину ее хода, электронный блок дает коробке команду сбросить вниз 2-3 передачи, что позволяет быстро ускоряться и быстро завершить обгон. В городе же, на «автомате» очень удобно стоять в пробках и педалировать, а вот с механической коробкой вас будет удручать нужда постоянно выжимать педаль сцепления, что может привести к болям в левой ноге.
Вторая положительная сторона автоматической коробки – это повышенная концентрация внимания на дороге и процессе управления, вождения автомобиля. Это отличный вариант для водителей-новичков, для которых очень важно внимание именно на дорогу. Механическая коробка требуют развития дополнительной координации и движений правой рукой, а «автомат» правую руку практически не задействует. Именно поэтому, вместо того, чтобы постоянно отвлекаться на дергание ручки КПП, можно сосредоточиться на рулежке и избежать таким образом многих проблем, в том числе и с ДТП – это актуально именно для новичков.
Еще одна положительная особенность классической коробки-«автомат» - это относительно высокая надежность. Проверенная временем конструкция достаточно хорошо изучена инженерами и поэтому постоянно дорабатывается. Кроме того, сама конструкция АКПП – относительно понятная, поэтому сомневаться в ремонтопригодности узла не приходится.
Понятное дело, что все это – относительно. Ибо «механика» будет проще и дешевле в ремонте, но по сравнению с вариаторами и новомодными «роботами» наблюдается именно преимущество автоматической коробки.
Минусы АКПП
Недостатки автоматической коробки передач относительны, ибо и так понятно, что АКПП – это уже следующий этап развития коробок после «механики», а потому падение в надежности вполне прогнозируемое.
Ну, раз мы завели тему надежности, то стоит признать, что у автоматических коробок процент ненадежности, действительно, чуть выше, нежели у АКПП. Все дело в том, что при создании «автомата» его производитель может внедрять какие-то свои решения, которые положительны для производительности узла, но негативны для его ресурса.
В общем и целом, отмечу общие проблемы автоматических коробок:
· Накладка блокировки гидротрансформатора;
· Масляный насос;
· Теплообменник;
· Электрическая проводка.
Про штатный радиатор вообще говорить особо не буду – подавляющее большинство «автоматом» не адаптированы под езду либо эксплуатацию на высоких оборотах, поэтому со своей функцией не справляются. Именно поэтому нельзя перегревать «автомат» пробуксовками, постоянной ездой на высоких оборотах – это чревато выходом узла из строя.
Электрическая проводка со временем неизбежно подгнивает, что становится причиной нарушения в работе коробки. Одна из самых частых проблем – это сложности при включении определенного режима функционирования узла.
Накладка блокировки гидротрансформатора ускоренно изнашивается при резких стартах либо ускорениях с ходу. Если она изнашивается, то стружка от элемента попадает в масло - продукты износа загрязняют трансмиссионную жидкость, загрязняя ее. А сильно загрязненное трансмиссионное масло в коробке-«автомат» способно привести к ускоренному износу масляного фильтра узла и даже к его неисправности.
Еще один значимый недостаток автоматической коробки передач – расход топлива. Да, сейчас автопроизводители либо производители коробок внедряют режим адаптации АКПП к манере вождения водителя. Однако, работает он не всегда корректно и своевременно.
Кроме того, электронный блок АКПП не всегда может приспособиться к постоянно меняющейся дорожной обстановке, поэтому иногда начинает либо «подтупливать», либо работает слишком резко, что приводит к повышенному расходу топлива. Скажу так – именно повышенный расход топлива является тем самым недостатком, который отталкивает поклонников традиционной «механики» от «автомата».
Помимо этого, для продвинутых водителей важна скорость смены ступеней, а в этом плане автоматическая коробка также может проигрывать обычной МКПП, ибо в «механике» опытный пользователь видит для себя предельный простор для самореализации, тогда как в случае с АКПП электроника сама решает, когда и как быстро перейти на повышенную либо пониженную ступень.
Последним пункт – это меньшая надежность. Проявляется она именно в сравнении с МКПП. Да, конструкция автоматической коробки изучена хорошо. Однако это не мешает ей с годами совершенствоваться. Расплачиваться за технологичность приходится пониженной беспроблемностью узла.
Кто-то на такие жертвы готов. Однако, если мы имеем дело с владельцем какого-нибудь Хендэ Солярис 1.6 с АКПП, то вряд ли он готов переплачивать за инженерные изыски. Поэтому, если таковые появятся в «автоматическом» Солярисе, то он, с большей долей вероятности, откажется от них в сторону старой-доброй МКПП.
Я заканчиваю. Получилось несколько сумбурно, но суть такова – тем, кто не живет в большом городе, лучше предпочесть обычную «механику», которая обеспечит и приемлемые расход топлива, надежность, и динамику. Автоматическая коробка актуальна лишь в случаях мегаполиса, да и статусных моделей. В иных случаях она кажется не слишком рациональным выбором.