Хотя американский кинематограф имеет всеобъемлющее влияние, всё же большинство кинолент нельзя признать безупречными. Однако американцы стали одними из первых, кто в своих картинах буквально пропагандировал идею «мирового взаимопонимания». В таком ключе в свое время был снят «Убить пересмешника», с такой концепцией выступает «Зеленая книга». По-настоящему классикой, хотя и не настолько старой можно отнести драматическую комедию «Шофёр мисс Дэйзи», о которой пойдет речь.
Синопсис Атланта, 1940-е годы. Пожилая еврейка мисс Дэйзи однажды во время поездки за продуктами не справляется с управлением машины и провоцирует аварию. Вопреки её запретам сын Бобби нанимает афроамериканца Хоука в качестве личного водителя женщины. Хотя поначалу мисс Дэйзи всячески отказывается ездить с Хоуком куда-либо, но со временем Хоук завоевывает не только её расположение, но с годами становится единственным настоящим другом.
Игра актёров «Шофёр мисс Дэйзи» - эта одна из тех редких картин, которую просто приятно смотреть просто потому, что актеры задействованные в фильме не просто изображают штампованные образы, а показывают простые человеческие взаимоотношения без каких-либо прикрас и фальшивых нравоучений. Прежде всего, следует отметить Джессику Тэнди в роли мисс Дэйзи, которая на первый взгляд может показаться классической сварливой старушенцией, считающей, что только её мнение имеет силу и правоту, но постепенно раскрывающейся добросердечной женщиной, которая просто не любила выставлять чувства и эмоции напоказ. Также нельзя обойти стороной культового Моргана Фримана, который тут примерил на себе образ седовласого афроамериканца Хоука, профессионального водителя, привыкшего выполнять приказы белых» в силу своего «статуса», при этом не тая какую-то злобу или обиду, а сохраняя доброту и искренность, чем сумел покорить мисс Дэйзи.
Режиссура В центре сюжета картины непростые взаимоотношения пожилой американской вдовы еврейского происхождения и её водителя-афроамериканца, которые складывались на протяжении нескольких десятков лет в Атланте. Тут стоит напомнить, что Атланта – это столица штата Джорджия, ну а Джорджия – это недалекое наследие рабовладельческого Юга. Понятное дело, что на момент 1940-х всё это наследие никуда не делось, а по-прежнему живет в людях, которые продолжали строить порядки по старым принципам. Но это лишь сухие исторические факты, о которых в фильме по факту не говорится ни слова, разве что упоминает в разговорах между главными героями. На первом плане выступают именно взаимоотношения двух разных людей, которые каждый по-своему хлебнул «справедливости» этого мира. Мисс Дэйзи – представительница зажиточного класса еврейского происхождения, что уже повесило на нее ряд ярлыков со стороны окружающих. Однако мисс Дэйзи ничем таким не кичится и, на самом деле, не имеет никаких предрассудков, что может показаться по началу. Хоук – пожилой афроамериканец, не имеющий полноценного образования, из-за чего не умеющий читать, но при этом когда-то мастерски выучившийся на водителя. В силу обстоятельств он уже привык, что ему нельзя иметь роскошные машины, ходить в туалеты для «белых», и что таких как он могут вздернуть на дереве просто так. При этом ему не мешает оставаться добрым человеком и преданным другом для мисс Дэйзи, которая и предположить не могла, что таковым окажется её личный водитель. Что более всего понравилось, то как режиссер Брюс Бересфорд показывает трансформацию отношений мисс Дэйзи и Хоука, когда в начале она демонстративно избегает его, а в конце Хоук трогательно кормит мисс Дэйзи пирогом в доме пристарелых.
Сценарий Сюжет фильма охватывает несколько десятилетий, начиная с 1940-х и заканчивая 1970-ми годами. Такой срок понадобился главным героям, чтобы их отношения переросли в настоящую дружбу. Сам сюжет начинается с того, что мисс Дэйзи, пожилая еврейская вдова, отправляет за покупками на своей машине, но включает неверную передачу и, нажав педаль подачи топлива, чуть ли не вылетает задним ходом на лужайку соседей. Её сын Бобби настаивает на том, чтобы мама наняла личного водителя, что не встречает особого энтузиазма со стороны главной героини. Втайне от нее Бобби нанимаем афроамериканца Хоука, который с первого дня пытается войти в доверие мисс Дэйзи, лишь игнорирующей его добродушие. В итоге смирившись с этим, мисс Дэйзи садится на заднее сиденье новенького «Кадиллака», и с этого момента начинается длительное путешествие героев не только по городу и штату, но и собственной жизни. На протяжении лет в жизнях героев происходят те или иные события, которые постепенно сближают героев, помогают найти общий язык и в итоге понять, что ближе их самих, у них больше никого нет.
Итог На мой взгляд, «Шофёр мисс Дэйзи» однозначно стоит просмотра. Фильм ценен именно своей искренностью, человечностью, натуральностью самих взаимоотношений. Здесь нет какого-то пафоса, вычурной патетики или нравоучений о равенстве всех людей. Перед нами простая история человеческих взаимоотношений, разыгранная на фоне этих событий. Герои здесь не становятся закадычными друзьями – они просто находят родственную душу, с которой приятно провести остаток своей жизни.