Военно-исторический фестиваль реконструкция на Угре традиционно проводится в июле в окрестностях села Дворцы. Дело в общем-то не в том, что летом такие праздники на открытом воздухе намного приятнее, чем холодным ноябрем, который и ордынцев прогнал с этих мест, а в том, что дату 6 июля можно считать началом Великого стояния на Угре - в этот день православная церковь чествует Владимирскую икону Пресвятой Богородицы. Именно в эти дни 1480 года икона прибыла в Москву и столица в течение трех дней молилась ей на избавление от ордынского ига. В итоге было принято решение стоять до конца.
После богослужения во Владимирском скиту, где находится музей-диорама, посвященный этим событиям, и крестного хода до памятного знака на берегу Угры, где было сражение – состоялся своего рода спектакль под открытым небом на тему захвата этой территории. Высокий берег реки послужил естественным амфитеатром, а широкий пойменный луг - сценой, на которой и разыгрались драматические события. Два лагеря по краям – русский и ордынский со всеми атрибутами того времени. Воины в соответствующей экипировке на красивых лошадях, пешие богатыри и, конечно, девушки: в венках - полонянки, в традиционных татарских одеяниях - ханский гарем. И все это в естественных декорациях невероятно красивой природы.
После реконструкции-спектакля под открытым небом зрители не спешили расходиться, благо погода этому благоприятствовала. Все желающие спустились в славянский стан и ордынский базар для того, чтобы сделать целую кучу фотографий с аутентичными богатырями и девушками, рядом с пушками, примеряя доспехи и оружие. Словом, это был праздник – не только красивый, но и познавательный. Правда, не обошлось без курьезов: гости жаловались на плохую навигацию – не каждый с первого раза смог найти дорогу к реке, а также на неорганизованность автопарковок – в поле народ ставил машины кто во что горазд.
Как всё это было на самом деле? Достоверно на все 100 процентов никто не знает, но благодаря летописям кое-что всё-таки известно.
В 1472 году хан Большой Орды Ахмат с большим войском двинулся к границам Великого княжества Московского. У города Тарусы ордынцы встретили многочисленную русскую рать, которая отбила все их попытки переправиться через Оку. Тогда войско Орды сожгло город Алексин, перебив его население, однако поход для хана Ахмата окончился провалом.
В 1476 году великий князь московский Иван III прекратил уплату дани Орде, а в 1480 году отказался признать и зависимость Руси от неё. Хан Ахмат, занятый борьбой с Крымским ханством, лишь в 1480 году смог начать активные действия против Великого княжества Московского. И если ему удалось договориться с польско-литовским королём Казимиром IV о военной помощи, то недовольные усилением власти великого князя против Ивана III восстали его братья Борис Волоцкий и Андрей Большой.
Используя сложившуюся обстановку, хан Ахмат в июне 1480 года организовал разведку правого берега реки Оки, а осенью выступил с основными силами.
Иван III начал стягивать войска к берегам Оки, отправив своего брата, вологодского князя Андрея Меньшого, в Тарусу, а сына Ивана Молодого в Серпухов. Сам великий князь прибыл 23 июня к Коломне, где и остановился в ожидании дальнейшего хода событий. А из Владимира в Москву была привезена чудотворная Владимирская икона Божией Матери, с заступничеством которой связывали спасение Руси от войск Тамерлана ещё в 1395 году.
Тем временем, войска хана Ахмата беспрепятственно двигались по территории Великого княжества Литовского в сопровождении литовских проводников через Мценск, Одоев и Любутск к Воротынску. Здесь хан ожидал помощи от короля Казимира IV, но так её и не дождался. Зная, что на Оке его ожидают русские полки, хан Ахмат решил, пройдя по литовским землям, вторгнуться на русскую территорию через реку Угру. Хан Ахмат не имел намерения использовать эффект внезапности и разорять Московское княжество, полагаясь вместо этого на традиционную тактику запугивания превосходящим числом войск и вынуждению к подчинению.
30 сентября Иван III вернулся из Коломны в Москву «на совет и думу» с митрополитом и боярами. Великий князь получил единодушный ответ, чтобы стоял крепко за православное христианство против басурманства. В эти же дни к нему пришли послы от Андрея Большого и Бориса Волоцкого, которые заявили о прекращении мятежа. Великий князь простил братьев и повелел им двигаться со своими полками к Оке.
3 октября Иван III оставил Москву и направился к городу Кременец (сейчас село Кременское Медынского района Калужской области), где остался с небольшим отрядом, а остальные войска отправил к берегу Угры. При этом русские войска растянулись вдоль реки тонкой линией на целых 60 вёрст. Первая попытка одного из отрядов хана Ахмата форсировать Угру в районе Опакова не удалась.
8 октября сам хан Ахмат попытался форсировать Угру, но и его атака была отбита силами Ивана Молодого. Это произошло в районе пятикилометрового участка Угры, вверх от её устья, до впадения в неё реки Росвянки. Впоследствии все попытки ордынцев переправиться отбивались огнём русской артиллерии и не принесли войскам хана Ахмата желаемого успеха. Он отступил на две версты от Угры и встал в Лузе.
Войска Ивана III заняли оборонительные позиции на противоположном берегу реки. Началось знаменитое «стояние на Угре». Периодически вспыхивали перестрелки, но на серьёзную атаку ни одна из сторон не решалась.
Начались переговоры. Ахмат потребовал, чтобы к нему с изъявлением покорности явился сам великий князь или его сын, или по крайней мере его брат, а также, чтобы русские выплатили дань, которую задолжали за семь лет. В качестве посольства Иван III отправил боярского сына Товаркова Ивана Фёдоровича «сотоварищи с подарками». Со стороны Ивана требования дани были отклонены, подарки Ахматом не были приняты — переговоры прервались. Вполне возможно, что Иван пошёл на них, стремясь выиграть время, поскольку ситуация медленно менялась в его пользу, так как на подходе были силы Андрея Большого и Бориса Волоцкого, а большое количество лошадей и скота в течение длительного стояния на одном месте опустошили все запасы корма в округе, и ханское войско начало испытывать острый недостаток в фураже. В это время, выполняя своё обещание, крымский хан Менгли I Герай напал на Подолию – южные земли Великого княжества Литовского, и Ахмат уже не мог рассчитывать на помощь Казимира IV. А в ордынском войске началась и стала набирать силу эпидемия повальной болезни. Предположительно, по описанным в летописях признакам это была дизентерия, которая русских не затронула. Не зря ведь говорят – дома и стены помогают!
В эти же дни, 15—20 октября, Ивану III пришло пламенное послание архиепископа Ростовского Вассиана с призывом последовать примеру прежде бывших князей и защитить Святую Русь.
Узнав, что хан Ахмат, стремясь добиться численного преимущества, максимально мобилизовал Большую Орду, так что на её территории не оставалось значительных войск, Иван III выделил небольшой боеспособный отряд. Под командованием князя Василия Ноздроватого-Звенигородского отряд на челнах спустился по Оке, затем по Волге до её низовий, где и разгромил столицу Большой Орды Новый Сарай.
Наступление холодов и предстоящий ледостав заставили Ивана III изменить прежнюю тактику по недопущению переправы ордынцев через Угру растянутым на 60 вёрст русским войском. 28 октября 1480 года великий князь решил отводить войска к Кременцу и далее сосредоточить их у Боровска, чтобы там в благоприятной обстановке дать сражение. Хан Ахмат, испытывая недостаток продовольствия и узнав, что в его глубоком тылу действует диверсионный отряд не решился идти вслед русским и в конце октября — первых числах ноября также начал отводить свои войска. 11 ноября хан Ахмат принял решение отправиться назад в Орду, разоряя на обратном пути посады и округи 12 литовских городов (Мценска, Серпейска, Козельска и других), что являлось местью королю Казимиру IV за не оказанную военную помощь.
Вот так традиционно и считается, что закончилось иго на Руси, хотя некоторые историки считают, что было всё не так, как было на самом деле!