Один из самых «мрачных» американских романистов Эдгар Аллан По экранизировался множество раз — немудрено: атмосфера его произведений полная тайны, мистики и знаков судьбы — золотая жила кинематографа. Вот только достойно перенести авторские сюжеты получалось далеко не всегда. Сегодня я расскажу вам о пятерке фильмов, поставленных по сочинениям писателя, которые считаю наиболее удачными.
«Падение дома Ашеров», 1928
Жан Эпштейн — пионер французского киноэкспрессионизма и выдающийся сюрреалист. Режиссёр активно продвигал идею «потоковости бытия» в синематографе, отличающей, по его мнению, кино от других видов искусства. Его работы наполнены нетривиальными образами, визионерскими зарисовками и сложными метафорами. Экранизация рассказа По, повествующая о душевных смятениях героя, переживающего смерть супруги (в рассказе сестры), не стала исключением.
Режиссёр сделал акцент не на сюжете, а на настроении, попытавшись донести до зрителя смятения, страх и безумие, царящие в проклятом доме. Рассказ нелинейный, сумбурный, контрастный, что, на мой взгляд, прекрасно передаёт оригинальную мысль.
«Маска Красной смерти», 1964
Весьма актуальная в нынешних реалиях фэнтезийная зарисовка с простой и выразительной моралью. Построенный на хлёсткой аллегории сюжет развивается вокруг маленького государства, ставшего очагом чумной вспышки. Пока люди в мучениях гибнут, принц Просперо устраивает роскошный глумливый бал над нищенством и смертью.
В одноименном рассказе явственно видна эстетика символизма и готики, столь любимые писателю, которые постарался перенести на экран Роджер Корман (ярчайший представитель кинематографа категории В). Корман снимал по текстам писателя не раз и с разным успехом. Часто критики выделяют среди его работ «Дом Ашеров» и «Преждевременное погребение», мне же более интересна тонкая метафорическая сатира над человеческими тщеславием и ограниченностью, так хорошо проиллюстрированных в «Маске Красной смерти».
«Три шага в бреду», 1968
Совместная работа сразу трёх выдающихся режиссёров прошлого столетия: Феллини, Роже Вадима и Маля. Впечатляет? А это я ещё вам членов актёрской трупы не представила! Бардо, Делон, Стэмп, брат и сестра Фонда и ещё несколько известных имён. Интересно?)
Фильм разделён на три части:
«Метценгерштейн» (Роже Вадим) является вольной интерпретацией одноимённого рассказа. Мини-фильм повествует о распутной графине, ставшей жертвой сотворённого ею же зла.
«Вильям Вильсон» (Маль) исследует тему тени и покушения на личностную уникальность через мистический сюжет о двойничестве (подобное вы могли видеть в «Чёрном лебеде» Аронофски или «БК» Паланика).
«Тоби Даммит» (Феллини) — яркое авангардное послание по рассказу с говорящим названием «Никогда не закладывай дьяволу своей головы».
«Лунатизм» («Безумие»), 2005
Эту чешскую кинокартину можно описать тремя именами: Эдгар Аллан По, Маркиз де Сад, Ян Шванкмайер. В основу фильма, исследующего отклик социума на полную свободу и противостоящего ей абсолютного контроля, Шванкмайер положил рассказ По «Преждевременное погребение» и укомплектовал его отсылками к трудам де Сада. Не сложно догадаться, что такая гремучая смесь — зрелище совсем не для каждого. Впрочем, тем оно ценнее.
И если о творчестве По и де Сада вы наверняка имеете представление, то о Шванкмайере я расскажу чуть подробнее. Ян — представитель экспериментального кинематографа, последователь сюрреализма и сторонник честных авторских высказываний — все это нетрудно найти в его выразительном и необычном творчестве. Каждая новая работа Шванкмайера — настоящее событие для ценителей умного и нетривиального кино. Если вы относите себя к таковым, то присмотритесь и к «Лунатизму».
«Обитель проклятых», 2014
Фильм, конечно, несколько выбивается из подборки. Но я не могла его не отметить, ибо среди современных адаптаций эта одна из самых складных.
Фильм снят по мотивам рассказа «Система доктора Смоля и профессора Перро» и повествует о молодом докторе, приступившем к врачебной практике на базе психиатрической клиники, где царят необычные устои.
У Брэда Андерсона получилось неплохое развлекательное кино. Но лично мне очень не хватило визуализации тонкой морали, которая неизменно присутствует во всех произведениях По и обычно является гвоздём программы. Режиссёр же ограничился лихой закруткой сюжета, ведущей зрителя к непредсказуемой развязке, что, впрочем, тоже неплохо.
Чем бы вы дополнили мой список?)
Спасибо за внимание! Надеюсь, вам было интересно :)
Ставьте лайки и подписывайтесь на канал и мой инстаграм — впереди ещё больше интересного о мире кино!