Найти тему

Символы Вельзевула.

Вельзевул – это демон, неоднократно упоминаемый в средневековых текстах. Вместе с этим он упомянут в Ветхом Завете и Евангелиях. Если мы обратимся к гримуарам то есть магическим текстам то мы увидим волне себе состоявшийся образ. Так Манускрипт V.b.26 указывает в назидание магу-заклинателю следующее:

V.b.26
V.b.26

Перевод:

Второй именуется Бель, он есть Вельзевул и он князь дьяволов. Этот Бель до Соломона воспринимался как бог Харон, чей идол почитался и исходил он из чина Херувимов. Ему прислуживают 1000000 дьяволов и злобных духов. Он появляется очень красивым и дает мастеру, призвавшему его золото, серебро, понимание в науках. Собеседование с ним проходит хорошо на протяжении получаса, тогда он дает на каждый вопрос верный ответ, и он дает слугу или фамильяра который в службе крайне усерден, на протяжении жизни человека. Но помните, что у него лишь одно хорошее заклинание для призыва иначе он вознамерится поработить мастера-заклинателя, стоящего в круге, если конечно он не окурил себя хорошо амброй, алоэ древовидным и мастикой. Он призывается с востока, где он больше всего занят своими обязанностями и расположением.


Дополнение к этим словам можно найти в некоторых Ключах Соломона, которые относятся к той же школе демонологии, что и текст выше. Там сказано:

Вельзевул – властвует над теми духами, которые обитают в Африке. Он часто говорит с высшими лидерами в образе мухи, иногда, когда это важно в образе тельца, но с чудовищными проявлениями, например, человеческие ноги, походящие так же на лапы оленя, льва или гарпии неравномерной длинны. Если он гневен, то изрыгает пламя и воет как волк.


Нужно пояснить, что средневековые демонологи предполагали, что существует три высших демона. И каждый из них более всего силен (агрессивен к представителям населения) в землях одного из сыновей Ноя. Согласно Библии именно от потомства этих трех сыновей была заселена вся Земля после потопа. Из детей Ноя Африку заселяли потомки Хама. Как раз это и имеет в виду автор гримуара. А «высшими лидерами» тут названы сильнейшие демоны, подчинённые Вельзевулу.

Но меня больше интересуют печати этого демона именно им посвящена статья. Все эти печати можно поделить на 3 типа. К первому и самому краткому относится наверно самый ранний вариант из текста Fasciculus Rerum Geomanticarum (XV век) из Библиотеки Медичи Лауренциана:

Ms Plut 89 Sup 38
Ms Plut 89 Sup 38

Сам текст очень интересен именно он вместе с еще несколькими работами создает такую магическую сисему как Гоетия или Гоэтия.

Второй тип знаков связан с разными версиями Ключа Соломона. В них знак демона – это символическое изображение мухи или некого насекомого. Для удобства я приведу галлерию из разных рукописных версий этого гримуара с указаниями манускрипта и века.

Третий тип символов связан с достаточно искаженными работами, где допущены чудовищные искажения и очень странные дополнения. Это системы Великого Гримуара и схожих ему. Приведу всеголишь несколько примеров:

В действительности в этом типе символов нет ничего мистического. Непонятные знаки – это искаженный неграмотными переписчиками иврит. Рядом некое изображение лица демона. Можно было бы еще вспомнить Гримуары связанные с Гонорием или близкие им, но там символы носят еще большее искажение и занимают промежуточное место между двумя последними типами.

Разумеется, не надо обходить и манускрипт 4655 (первая четверть XVIII века). Где указан пентакль Вельзевула который дает покровительство этого демона.

MS4655
MS4655

Теме подобных гримуаров посвящена вышедшая в этом году моя книга: Гримуар царя Соломона, том III.