Современные госзакупки нельзя представить без конкуренции,
Единой информационной системы (ЕИС) и электронных торговых площадок. И уже сложно предположить, что раньше было по-другому, что российская контрактная система – труд пяти поколений законодателей, результат проб и ошибок, история которого началась
в далеком 1654 году.
XVII век
Царь Алексей Михайлович и сухари
О первых госзакупках в России ученые знают немного. Первые в своем роде публичные торги с участием государства относятся к XVII веку.
В июле 1654 года государь Алексей Михайлович издал Указ об условиях доставки муки и сухарей в город Смоленск. Царь повелел отправить грамоты воеводам в близлежащие города, московским боярам и купцам, которые согласились бы отвезти муку и сухари в Смоленск. За перевоз определенного объема груза царские люди торговались с купцами «по сороку и по сороку по пяти алтын и по полуторы рубли». При этом сам хлебный груз освобождался от пошлины. Государство еще не проводило открытый конкурс в классическом виде, но уже формировало заказ, отбирало исполнителей, формулировало условия контракта. Инициатива царя продемонстрировала пример желания заказчика вести диалог с поставщиком на рациональной и экономически выгодной основе.
Конец XVII – Начало XVIII века
Канцелярия подрядных дел Петра Великого
Бурное развитие получили госзакупки во времена правления великого русского реформатора – Петра I. Это был период активных завоевательных походов, войн и строительства, экономического подъема и освоения новых территорий.
Договоры подряда позволяли государству быстро строить новые фабрики, обеспечивать продовольствием и товарами первой необходимости армию, укреплять внутренние экономические связи. Петр I впервые учредил специальное ведомство – Канцелярию подрядных дел, которая отвечала за все подряды и заказы для государственных нужд. В Великобритании схожее ведомство было создано почти на 100 лет позже, в 1833 году.
Если купец, выигравший «тендер», не выполнял заказ, государство накладывало на него пеню.К петровским временам относят ученые появление первых публичных конкурсов, открытых торгов. Потенциальные поставщики оповещались о новом государственном заказе через специальную вывеску на городских воротах. Здесь же государевы люди размещали информацию о возможных льготах поставщикам, уже заключенных контрактах и купцах, выполняющих тот или иной госзаказ, ценах и условиях. Дополнительно эти сведения собирались и учитывались Канцелярией Сената. Участвовать в выполнении заказа мог каждый благонадежный предприниматель. Его ответственность и гарантию выполнения заказа подтверждал поручитель из числа уважаемых горожан и общественных деятелей.
Если купец, выигравший «тендер» по каким-то причинам не выполнял заказ, государство накладывало на него пеню. Размер штрафа в каждом случае определял царь. Порой пеня в два раза превышала сумму контракта. Рублем наказывался не только сам купец, но и его поручитель. У госзакупок того времени была еще одна интересная черта. В то время как Канцелярия подрядных дел занималась гражданскими государственными закупками, в военных ведомствах обязанности по закупкам ложились на специальных должностных лиц. Военные чиновники оказались гораздо активнее гражданских. Именно их опыт по снабжению армии провиантом и амуницией на конкурсной основе использовался в дальнейшем развитии законодательства о публичных торгах.
Обратной стороной возросшего числа проводимых конкурсов стало увеличение случаев злоупотреблений при использовании и распределении государственных средств. Исполнение подрядов то и дело срывалось, чиновники и купцы сговаривались между собой, нарушались условия и обязательства. Государство в срочном порядке должно было упорядочить правила и процедуры публичных торгов, усилить контроль за их исполнением.
На фоне выпущенных указов того времени, касающихся регулирования госзакупок, особняком смотрится Регламент Адмиралтейства и верфи 1721 года. Основой его создания стали Регламенты флота других стран. Документ детально описывал порядок торгов, в том числе интересную традицию того времени, получившую название «сидение при свечах».
«Сидение при свечах». Во времена Петра I объявления о государственном заказе, т.н. билеты, размещались на всех городских воротах и в иных публичных местах. За подготовку и размещения текста отвечал обер-комиссар и полицмейстер.
Когда в указанное место прибывали потенциальные подрядчики, обер-комиссар объявлял цену за выполнение заказа в присутствии специального контролера, а поставщики собственноручно писали свои условия.
XVIII век
Барабанный бой и священники Елизаветы Петровны
В истории госзакупок XVIII примечателен еще один указ – Регул провиантского правления Елизаветы Петровны, изданный в 1758 году. В нем особое внимание уделялось закупкам не у перекупщиков, а у непосредственных производителей, а также рекламе торгов.
В городах билеты с извещениями о публичных торгах должны были размещать под бой барабанов. Они публиковались в газетах для привлечения внимания населения. В глубинке, куда газеты не доходили, и не был слышен «барабанный бой» царских гонцов, билеты с условиями торгов оглашали священники после церковной службы. XVIII век с точки зрения регулирования госзакупок – время запретов, жесткого регулирования, административных и правительственных репрессивных санкций за нарушения в сфере госзакупок. Государство только приучало поставщиков к дисциплине и ответственности. Эта политика принесла хорошие плоды.
Когда появились профессиональные закупщики?
Для организации и контроля проведения торгов государству требовались грамотные распорядители. В 1717 г., а затем в 1731 г. в царских указах встречается упоминание об официальной должности гоф-маклера, талантливого купца, разбиравшегося в тонкостях торговых сделок. Без него запрещалось проводить торги. Так в истории появляются первые специалисты в сфере закупок.
Правда, уже в начале XIX века в военных ведомствах при проведении конкурса гоф-маклеры были упразднены. Дело в том, что они требовали себе с каждого сэкономленного рубля полкопейки, что создавало «одному частному человеку знатную прибыль».
XIX век
Александр II и «импортозамещение»
XIX век отличался четкой организацией закупок и исполнительностью купцов и предпринимателей.
Система была настолько отлажена, что потенциальные поставщики уже могли не являться лично в канцелярию, а просто, соблюдая положенные формальности, передать заявку с нарочным.
Одной из проблем того времени было неравное положение частных и казенных заводов при участии в конкурсах. Казенные заводы освобождались от промыслового налога и штрафов при нарушении сроков выполнения заказа, предлагали убыточно низкие цены, поскольку дефицит их бюджета всегда компенсировался государством. Таким положением иногда злоупотребляли заводы Урала.
XX век
Советский период: НЭП и забвение публичных торгов
Революция 1917 года и Гражданская война отменили саму необходимость публичных торгов. Но во времена НЭПа интерес к конкурсам для обеспечения государственных нужд возвращается.В мае 1927 года Правительство утверждает новое Положение о государственных подрядах и поставках. В нем содержится интересная деталь. Теперь выгодность условий и определение поставщика не ограничивается только поиском самой низкой цены. Заказчик имеет право руководствоваться кредитоспособностью, надежностью, опытом подрядчика, что позволит обеспечить максимальную выгоду государству при выполнении контракта.
НЭП просуществовал недолго. Уже в конце 20-х гг. XX века инициативы НЭПа сворачиваются, экономика становится плановой, распределение – государственным. В Инструкции 1927 года публичные торги присутствовали только формально. В декабре 1930 г. газета «Известия» не разместила ни одного объявления о торгах. Конкурсные закупки (кроме аукционов) в России были забыты на долгие 70 лет.
XXI век
Наши дни: контрактная система
Распад СССР требовал обновленной законодательной базы в сфере госзакупок, которая соответствовала бы изменившимся экономическим и политическим условиям.В 1992-1997 гг. принимаются отдельные законодательные акты, ставшие базой для создания современной системы госзакупок. В 1999 году издан основополагающий федеральный закон «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд» №97-ФЗ. По сути, этот закон стал первой за долгие годы комплексной попыткой систематизировать и упорядочить систему государственных закупок России.
Однако 97-ФЗ регламентировал только работу федеральных заказчиков и почти ничего не говорил о процессе контроля размещения заказа. Поэтому 21 июля 2005 года был принят знакомый всем современным специалистам и экспертам в сфере закупок Федеральный закон №94-ФЗ. Закупки стали прозрачнее,
а экономия бюджетных средств – более ощутимой. С появлением 94-ФЗ система госзакупок приобрела практически современный вид. Были описаны и введены в практику электронные аукционы. Упразднен двухэтапный процесс размещения заказа. В законе закреплялось понятие начальной и максимальной цены контракта, описывались случаи, когда можно производить закупку у единственного поставщика. Закон запрещал закрытые торги, кроме тех, предмет которых составлял государственную тайну.
Сегодня открытые аукционы в электронной форме – одна из самых распространенных форм проведения госзакупок. Без давления со стороны государства и бюджетных вложений возникли особые электронные торговые площадки для проведения аукционов. Малый и средний бизнес получил возможность принять участие в выполнении интересных госзаказов. Сами закупки стали прозрачнее, а экономия государственных средств – более ощутимой.
В апреле 2013 года был принят действующий сегодня Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ. Совсем свежей законодательной инициативой стало введение порядка общественного обсуждения особо крупных закупок стоимостью более 1 млрд. рублей, закрепленное в Постановлении Правительства РФ № 835 от 22 августа 2016 года.
Современные государственные закупки – сложная и интересная сфера деятельности, которая регулируется множеством подзаконных актов и постановлений. Минэкономразвития в ближайшие годы продолжит активную законотворческую работу по масштабному переходу контрактной системы на электронные процедуры, нормированию и обоснованию закупок. Готовится к рассмотрению законопроект о референтных (взятых в среднем для какой-то группы товаров) ценах. Отдельной доработки требуют правила формирования и ведения в ЕИС (единой информационной системе) каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Самым важным звеном в контрактной системе остаются специалисты и эксперты в сфере закупок. От их грамотности и ответственности зависит эффективность каждой проведенной закупки. Сегодня в отрасли действуют профессиональные стандарты для специалиста и эксперта в сфере закупок, готовится к масштабному внедрению система независимой оценки квалификации. Своими действиями государство дает вполне конкретный и определенный посыл: тратить бюджетные средства – ответственная и престижная задача, выполнять которую будут специалисты только самого высокого уровня.
Интересно? Переходите по ссылке, чтобы узнать больше.