Продолжаем смотреть фильмы про военных моряков. В конце июля исполнилось 105 лет со дня рождения замечательного советского актера Павла Кадочникова, поэтому третьим фильмом ретроспективы будет малоизвестная картина «Голубые дороги» 1947 года с ним в главной роли.
О чем фильм
Война окончена, но в море ходить небезопасно. Фашисты оставили мины под водой. Тральщик капитана Ратанова (Кадочников) и его храброй команды бороздит голубые дороги в поисках самых коварных магнитно-акустических мин…
Ретроспектива ко Дню ВМФ: Мы из Кронштадта ⚓ Крейсер «Варяг» ⚓ За тех, кто в море ⚓ Тень у пирса ⚓ Повесть о «Неистовом» ⚓ Их знали только в лицо
Режиссера фильма Владимира Брауна справедливо называют маринистом: сам он вырос в семье потомственных офицеров флота и всю свою жизнь снимал кино о море и моряках. В «Голубых дорогах» он воспевает труд пахарей моря – так называли моряков тральщиков, которые чистили море от мин.
Актерский состав
В следующем 1948 году Павел Кадочников сыграет одну из своих самых важных ролей – подвиг Алексея Маресьева в «Повести о настоящем человеке». И пусть подвиг капитана Ратанова в «Голубых дорогах» более тихий, но не менее важный. Люди рисковали жизнью во время и после войны, когда уже многие солдаты вернулись с фронта к своим семьям.
Мой дедушка служил как раз на таком судне, на тральщике, вплоть до 1950 года. На его глазах товарищи подрывались на минах, но тральщики продолжали бороздить черноморский бассейн, чтобы обезопасить пути для пассажирских судов.
Кроме Кадочникова в фильме сыграли Сергей и Кирилл Столяров: папа, знаменитый Руслан из экранизации поэмы Пушкина, появляется в роли минера, а сын ходит в школу и по-взрослому спорит с учительницей (симпатичная роль Марины Калинкиной).
Небольшая роль досталась и Юрию Любимову: «Я там играл матроса – такого непутевого оболтуса, который все на губу попадает. Замечательная роль, очень острая, и рисунок был». Рисунок, может, и есть, но никакой «губы» в фильме нет.
Период малокартинья
Фильмы военных лет и первой послевоенной пятилетки часто называют сомнительным термином «малокартинье». Читаем аннотацию учебной программы по киноведению во ВГИКе, раздел «История отечественного кино»:
Пятый период (1946-1952) время малокартинья, ужесточения методов руководства отраслью кино приобретает признаки глубочайшего системного кризиса.
Логическая цепочка обычно очень проста: кровавый тиран мечтал увидеть позитивный образ советского гражданина на экране и проводил свою культурную политику. Отсюда и «ужесточение методов» и «системный кризис».
Однако если мы посмотрим эти фильмы, то отметим: «агитки» до боли напоминают Голливуд тех лет или же агитки британцев Пауэлла-Прессбургера. Женщины и мужчины в этих фильмах прекрасны, сюжеты объемны, режиссеры профессиональны, да и вообще это большое кино.
Да, за 1947 год сняли меньше 25 фильмов, но неужели на то не было более веских причин, чем стремление злобного диктатора направить кинопроизводство в нужное ему русло?
Связь с действительностью
В конце концов, это не история, высосанная из пальца. У главного персонажа «Голубых дорог» был реальный прототип – Василий Семенович Грачев, конструктор подводных мин и торпед, инженер-капитан 1 ранга.
События фильма разворачиваются не где-то там, на лестнице в небо, как в фантастическом фильме тех лет Пауэлла-Прессбургера, и не в фантазиях товарища Сталина, а во вполне осязаемом Одесском порту. Фабула фильма тоже очень даже реальна, поскольку подтверждается моей личной (и не только моей) семейной историей.
От шаблонности и картонности типичной агитки фильм «Голубые дороги» отличает живой юмор диалогов и положений из сценария Иосифа Прута. Шутка ли, но в первой же сцене показана смешная ситуация в загсе, которая ставит важные вопросы о равноправии и превосходстве в семье, чего и близко не встретишь в голливудском кино.
На этой радостной ноте шлю Павлу Кадочникову поздравления с юбилеем на его лестницу в небеса, а вам желаю приятного просмотра 👀 Не забывайте делиться своими впечатлениями в комментариях 💬