В отличие от многих авто концернов, Toyota поначалу специализировалась не на автомобилях — ее отец-основатель Сакичи Тойода изначально организовал производство ткацких станков. Образец был сделан в 1890 году. Поначалу дела шли не очень, но постепенно продукция становилась все совершенней — в 1927 году был представлен автоматический станок, патент на который вскоре был продан британцам. В 1930 году Сакичи Тойода умер, а бизнес унаследовал его сын Киичиро, который решил сменить специализацию и приступить к конвейерному производству автомобилей.
Первое время Toyota ничем не отличалась от других автопроизводителей, и ее машины не пользовались особым спросом. Однако в 1953 году все изменилось — на производстве внедрили метод TPS (Toyota Production System), что позволило резко повысить качество собираемых автомобилей.
На японском такой принцип называется Джидока (в вольном переводе на русский — автоматизированный человек) и подразумевает повышенную ответственность каждого сотрудника завода. Каждое рабочее место снабдили специальным шнуром-андоном, дернув за который (если увидел брак), можно было остановить конвейер. Таким образом, производственные дефекты выявлялись на ранней стадии, что повышало качество конечной продукции, — тойотовские машины оказались на удивление надежными и долговечными. Благодаря этому удалось резко увеличить продажи не только на домашнем рынке, но и на самом богатом — американском. Так что во многом за счет TPS компания Toyota и выбилась в мировые лидеры.
В самой Японии есть три премиум-бренда (Lexus, Infiniti, Acura), однако японский император для своих передвижений выбирает вовсе не их, а седан Toyota Century. С момента дебюта машины с таким названием сменилось всего три поколения — последнее представлено в 2017 году. Пусть вас не обманывает подчеркнуто консервативный дизайн: конструктивно Century — современный автомобиль. Внутри гибридная силовая установка, состоящая из атмосферника V8 5.0 и электромотора. Совокупная мощность — 431 л.с.
А еще долгие годы японский автогигант был автопроизводителем №1 по капитализации. Лишь этим летом его смогла подвинуть компания Tesla ($190 млрд против $182 млрд). Но акции компании Илона Маска имеют нестабильную цену — их все время мотает в разные стороны. В отличие от тойотовских, они всегда держатся на стабильно высоком уровне.
То же самое можно сказать про объем производства. Уже не первый год марка занимает первое место в мире. Так, по итогам 2018 года (данные за 2019-й пока не опубликованы) покупателей нашло 8 091 277 Тойот.