Из воспоминаний Серова И.А., одного из руководителей НКВД-МВД СССР.
В марте 42-го состоялось немецкое наступление в Крыму. По заданию Сталина отправился изучать обстановку на месте. Так же посмотреть подготовку Кубани к обороне. И вот прилетел в Крым.
Фронтом командовал совершенно безвольный Козлов, он полностью выполнял все указания нахала Мехлиса. Да Козлову было тяжело ему не подчиняться, Мехлис занимал довольно высокие посты, причем не один. Мехлис приказывал, Козлов все брал под козырек, практически сам не командовал.
В Краснодар прибыл в апреле 42-го. До штаба фронта в Керчи надо добираться машиной. Сначала до Тюмрюка, потом катером через пролив. Штаб располагался на глубине в 40 м в старой выработке соли. Все проходило хорошо. С небольшими приключениями в дороге.
Добрался и поговорил с Мехлисом. Убедился, что этот глупец мнит себя полководцем. Обещал, что будем часто встречаться. Свою поездку обусловил наличием на фронте четырех пограничных полков.
Мехлис не преминул показать свою честность, что положена министру госконтроля. Вошла девушка и сказала: "Завтрак готов". Мехлис не удержался спросить: "Что на завтрак?"-"Курица жаренная"-"Это всем положено?". Девушка сразу смутилась и замолчала. Мехлис тогда произнес: "Если всем не положено, есть не буду!". Вот вам и весь Мехлис.
Утром смотрел с высоты, как немцы смело Керчь бомбили. Обстановка на фронте быстро менялась, румынская дивизия прорвала фронт 21-й дивизии (грузинской). Дивизия побежали, весь фронт покатился... Видел, как неорганизованно все отходили.
Вечером наблюдал картину, Мехлис на КП разносил командующего армии, назвал его предателем и изменником. Тот ничего не мог возразить. Фронт полностью покатился. Еще сутки назад Мехлис говорил о наступлении. Вспоминал о "Катюшах", которые только ему дали, нигде их нет. Мехлису товарищ Сталин выделил...
Вечером наблюдал Мехлиса с Козловым. Спросил у него о наступлении? Он сразу вывернулся, на войне всякое бывает. Сказал, что отход остановлен, части удерживают оборону по Турецкому валу. Они об этом донесли товарищу Сталину, что все хорошо будет.
Сам выехал к Турецкому валу, видел отдельные группы солдат выдвигающихся на Керчь. Все грузины, все идут на формирование. Уже данную фразу под Москвой слышал. Стал расспрашивать и узнал. Уже вторые сутки своих командиров не видели, ничего не знают. Они идут с Турецкого вала, а там немцы. Не знал кому верить, Мехлису или грузинам. Опросил две такие группы, остановка совершенно не та, решил все донести Верховному. Своими глазами увидел на Турецком валу немцев...
Мехлис писал донесения, а вал был у немцев. Врали стервецы. Вернулся в Керчь и все описал, все вранье главкомов. Выехал в Темрюк, следовало все передать по ВЧ. Появился в Керчи и увидел расстроенного Мехлиса, уже позвонил хозяин. Проклял и повесил трубку...
Все стало развиваться мгновенно. Утром немцы появились у города, на окраине завязался бой. Позвонил из Темрюка Буденный, спросил: "Кто здесь главком?"-"Ты!"-"Какое право имеешь писать Сталину!"-"Когда ему врут и обманывают, был обязан доложить в ставку!"-"Не имеешь право! Могу тебя расстрелять!"-"За вранье надо расстреливать!". Так и поговорили, много мата услышал. А сам главком сидит в 100 км от Керчи.
Потом звонок из Москвы, поговорил с Берией. Буденный и ему пожаловался. Все рассказал. Буденый свое командование закончил бесславно. Допустил немцев слишком далеко, добежал до Сухуми.
Трагедия продолжалась. Штаб сбежал на большую землю, оставались только отдельные командиры, фактически сбежали. Полная деморализация армии, старших командиров не было. Генералов тем более. Все из-за бездарного командования троицы-Буденного, Мехлиса, Козлова. Стали спасать свою шкуру, отхода не организовали.
Пограничники отходили организованно и сдерживали противника. Если бы армейцы так отходили, немцы бы не смогли выдавить нас из Крыма. На переправе страшная картина. Все секретные "Катюши" оставлены немцам. Чем хвастался Мехлис. Через пролив ходило два катера, забирали бойцов. Погрузка шла с боем. Люди пытались переплыть пролив, но погибали.
Над проливом висели немецкие самолеты и гонялись за катерами. Истребителей не было. Немцы уничтожали беззащитных солдат. В эти дни насмотрелся убитых и раненых, попадал под бомбежки, сердце кровью обливалось. Если бы в этот момент увидел Мехлиса, отдал бы бойцам на растерзание.
Перед глазами трагические сцены. Выбрался на катере на косу Чушку. Пошел искать штаб фронта. Увидел бойца с винтовкой прохаживающего туда-сюда. Вошел в землянку, увидел за столом Козлова, Мехлиса и Белянова, стол с закуской и водкой. Сдержался и не стал разговаривать с пьяными, вышел. На этом закончилась эпопея фронта, где было по словам Мехлиса 120 000 бойцов. Пришло указание доставить в Москву Мехлиса и Козлова.
ДРУГАЯ СТАТЬЯ КАНАЛА:
ТРОИХ ЗА ЭКЗАМЕН
РУССКОЙ ДИВИЗИЕЙ ВОЕВАТЬ ВСЯКИЙ СМОЖЕТ
ЗЕЕЛОВСКИЕ ВЫСОТЫ
Если Вам было интересно, нажмите пожалуйста-"нравится" и подпишитесь на канал. Это лучшая поддержка для него. Спасибо за ваше внимание и время.