Найти в Дзене

Хватит кормить Москву?

Я думаю, каждый сталкивался с претензиями к Москве со стороны жителей остальных регионов. Среди обывателей бытует мнение, что жители столицы несправедливо пользуются ресурсами регионов, чуть ли не обворовывают остальное население России. Казалось бы, вполне очевидно, что среднестатистическому жителю Москвы никто не раздает бесплатно деньги или товары, однако, судя по тому, что пишут в комментариях многие пользователи интернета, именно такой стереотип сидит в головах многих граждан РФ. Причем говоря о Москве, часто имеют в виду не правительство РФ, а именно город Москва и его жителей.

В этой статье мы разберем, самые популярные претензии к Москве и федеральному правительству используя официальную статистику и открытые данные организаций и государственных структур, таких как Минфин, Росстат, ФНС и других.

Регистрация крупных компаний в Москве

На просторах интернета можно встретить «разоблачающие» статьи, в которых приводят данные из ЕГРЮЛ, где указаны московские адреса регистрации крупных сырьевых компаний, таких как ПАО «Газпром». С точки зрения авторов таких статей, это четко доказывает, что Москва получает налог на прибыль с компаний, зарегистрированных в Москве, но ведущих деятельность в других регионах, тем самым забирая оттуда деньги. Однако такое рассуждение очень поверхностно и говорит о том, что знания экономики, бюджетного и налогового кодексов авторов статей на уровне «что-то где-то слышал», либо автор намерено освещает только факты выгодные для его точки зрения.

Мало для кого станет открытием, что тот же ПАО «Газпром» - это огромный холдинг с множеством дочерних компаний. При этом деятельность и источники прибыли ПАО «Газпром» и дочерних компаний не ограничивается только добычей газа. В список деятельностей холдинга входят так же геологоразведка, транспортировка, хранение, переработка и продажа, как газа, так и нефти, и, кроме того, производство и продажа электроэнергии. Из этого следует, что ПАО «Газпром» ведет свою реальную деятельность и в Москве в том числе. Если же говорить о добыче, то этим занимаются дочерние компании «Газпрома», такие как:

  • ООО «Газпром добыча Надым» ИНН: 8903019871 Адрес регистрации: 629730, ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ, ГОРОД НАДЫМ, УЛИЦА ЗВЕРЕВА, 1, Чистая прибыль за 2019г 2,39 млрд. руб. Разрабатывает Юбилейное, Медвежье и Ямсовейское месторождения
  • ООО «Газпром добыча Ямбург» ИНН: 8904034777 Адрес регистрации: 629306, ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ, ГОРОД НОВЫЙ УРЕНГОЙ, УЛИЦА ГЕОЛОГОРАЗВЕДЧИКОВ, 9 Чистая прибыль за 2019г 1,7 млрд. руб. Разрабатывает Ямбургское, Заполярное, Тазовское, Южно-Парусовое, Северо-Парусовое месторождения
  • ООО ««Газпром нефть шельф» ИНН: 7725610285. Адрес регистрации: 91186, ГОРОД САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, ПРОСПЕКТ НЕВСКИЙ, ДОМ 38/4, ЛИТЕР А, ЧАСТЬ ПОМ. 2-Н ПОМЕЩЕНИЕ 104 Чистая прибыль за 2019г 30,25 млрд. руб. Разрабатывает месторождения арктического шельфа
  • ООО «Газпром добыча шельф Южно-Сахалинск» ИНН: 7725646034. Адрес регистрации: 693020, ОБЛАСТЬ САХАЛИНСКАЯ, ГОРОД ЮЖНО-САХАЛИНСК, УЛИЦА КУРИЛЬСКАЯ, 40 Чистая прибыль за 2019г 48,8 млн. руб. Разрабатывает Южно-Сахалинский шельф
  • ООО «Газпром добыча Уренгой» ИНН: 8904034784. Адрес регистрации: 629307, ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ, ГОРОД НОВЫЙ УРЕНГОЙ, УЛИЦА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ, ДОМ 8 Чистая прибыль за 2019г 16,32 млрд. руб. Разрабатывает Уренгойское месторождение
  • ОАО «Севернефтегазпром» » ИНН: 8912001990. Адрес регистрации: 629380, ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ, РАЙОН КРАСНОСЕЛЬКУПСКИЙ, СЕЛО КРАСНОСЕЛЬКУП, УЛИЦА ЛЕНИНА, 22 Чистая прибыль за 2019г 4,4 млрд. руб. Разрабатывает Южно-Русское, Яровое и Западно-Часельское месторождения

Как можно увидеть, добывающие компании холдинга «Газпром» зарегистрированы в регионе добычи, где и платят свои налоги, в том числе и налог на прибыль. При этом транспортные «дочки» «Газпрома» так же как и добывающие зарегистрированы в разных городах РФ. Основная же деятельность самой компании ПАО «Газпром» сводится именно к продаже купленного у «дочек» газа. При этом наличие головного офиса компании в Москве не означает её регистрацию в ней же. Например, материнская компания «Русала» ПАО "ЭН+ ГРУП", имея головной офис в Москве, зарегистрирована в Калининграде.

Тем не менее, согласно данным РБК, 70% выручки компаний-участников рейтинга РБК-500 сосредоточены в Москве. Газпром занимает первое место в списке. Однако, согласно требованиям к ведению консолидированной отчетности, выручка считается по всему холдингу с элиминированием внутригрупповых операций, таких как продажа дочерней добывающей компанией газа материнской компании или другим компаниям этой же группы. Соответственно дочерние компании не вошли в рейтинг, иначе та же ООО «Газпром добыча Ямбург» с выручкой 349 млрд. заняла бы 38-е место в рейтинге, сместив холдинг Альфа банка на 39-е. Другими словами, газ, с продажи которого ПАО «Газпром» получает выручку и прибыль, он закупает у своих дочерних компаний с наценкой к себестоимости добычи. Поскольку продает он в разы дороже, чем покупает, то и выручка с этого газа выше, как и прибыль.

Насколько это справедливо? Давайте представим какую-нибудь абстрактную московскую сеть розничных магазинов. Сеть закупает товар у производителя, к примеру, в Челябинске по 1000р за единицу, а продает по 3000р, т.е. на 66% больше (вполне себе обычная наценка для многих групп товаров). При этом, сам производитель может закупать сырье для производства продукции в другом регионе по ценам, естественно, в разы ниже, чем стоимость реализации готовой продукции. Это обычные товарно-денежные отношения между участниками рынка. Если при этом сеть розничных магазинов приобретет фабрику, добывающую и логистическую компании, сделав их дочерними, мы получим аналог структуры «Газпрома» и многих других холдингов.

Москва забирает все деньги у регионов и делает их дотационными

Понятно, что это претензия именно к федеральному правительству, а не к городу. Для того чтобы проверить, сколько заработанных регионами денег остается в регионе достаточно воспользоваться данными федеральной налоговой службы. За 2018 год почти 12 трлн. руб. налоговых сборов и регулярных платежей поступило в федеральный бюджет, 6,4 трлн. во внебюджетные страховые фонды, и 9,4 трлн. руб. осталось в консолидированных бюджетах субъектов. Т.е. в среднем у регионов остается только треть их доходов. Однако средние значения здесь не вполне корректны, т.к. доходы в федеральный бюджет от каждого региона сильно отличаются по суммам, и доля доходов, остающихся в бюджете, так же отличается. Например, ХМАО оставляет у себя только 9,73% доходов, а Магаданская область 72,23%. Если посчитать именно средний процент по каждому региону, то он составляет 43,63%. При этом, население регионов сильно отличается, что тоже необходимо учитывать при анализе сумм их доходов бюджета. В связи с чем, логично перейти к следующей претензии.

Бюджет Москвы непропорционально больше остальных регионов

Если мы сравним доходы бюджетов за 2018г первой десятки регионов, то на первом месте окажется Москва с 2048 млрд. руб., на втором Московская область с доходом в 560 млрд. руб., на третьем Санкт-Петербург с доходом в 521 млрд. руб. Глядя на эти цифры может показаться, что Москва получает непропорционально много доходов, по сравнению с остальными регионами. Однако не следует забывать, что население Москвы составляет 12 млн. человек, а в том же Санкт-Петербурге, втором по численности населения регионе, 5 млн. Вот так будет выглядеть список из первых десяти регионов по показателю среднегодового дохода консолидированного бюджета региона на 1 жителя:

10 регионов с наибольшим доходом консолидированного бюджета субъекта на 1 жителя
10 регионов с наибольшим доходом консолидированного бюджета субъекта на 1 жителя

Как видно из этой таблицы, Москва на 6-м месте по этому показателю, а не на первом, как многие могли бы подумать, при этом доля доходов, оставленных в бюджете ниже среднего значения по регионам.

А так выглядит список регионов с наименьшими доходами бюджета на 1 жителя.

10 регионов с наименьшим доходом консолидированного бюджета субъекта на 1 жителя
10 регионов с наименьшим доходом консолидированного бюджета субъекта на 1 жителя

Из таблицы можно увидеть, какую долю регионы отдают в федеральный бюджет, а какую получают из него. Нельзя не согласиться, что распределение дотаций по некоторым регионам выглядит не справедливо, т.к. некоторые регионы получают дотаций в 3 раза больше, чем отдают в федеральный бюджет. Однако говорить здесь о том, что регион мало получает и стал дотационным, из-за того, что центр все отобрал, не приходится.

Деньги с ресурсов текут в Москву

Доходы федерального бюджета и бюджетов субъектов от ресурсов можно разделить на 2 категории: налоги взимаемые с добывающих организаций и их сотрудников, и налог на добычу полезных ископаемых В соответствии с бюджетным кодексом РФ, 100% налогов на добычу углеводородов поступают в федеральный бюджет, поэтому имеет смысл посмотреть на бюджеты нефтегазовых регионов.

Согласно данным ФНС за второе полугодие 2019 года добыто 340 805 тыс. тонн нефти в 33 регионах РФ. При этом 16 из них добыли 333 328 тыс. тонн. Каждый за второе полугодие добыл более 6 000 тонн. Количество добытой нефти в остальных 17 варьировалось от 3 до 1739 тыс. тонн. При этом лидер - ХМАО, который добыл 160 465 тыс. тонн за тот же период. Ниже сравнительная таблица по регионам лидерам:

Добыча нефти по регионам за 2-е полугодие 2018-го года
Добыча нефти по регионам за 2-е полугодие 2018-го года

Самым обделенным регионом оказалась Оренбургская область, отдающая 80% доходов в федеральный бюджет. Занимая 4-е место по объему добычи, имеет самый низкий доход бюджета на 1 жителя - 26 942 рублей с учётом дотаций. При этом средний показатель по регионам составляет 67 000 руб. на одного жителя. Тем не менее, мы можем увидеть, что среди нефтяных регионов количество собственных доходов на 1 жителя сильно отличается. Средний показатель 132 176 р.

Однако в регионах добывают не только углеводороды, но и другие ресурсы. Согласно тому же бюджетному кодексу, соотношение долей НДПИ уплачиваемых в федеральный бюджет (ФБ) и бюджет субъекта (БС) следующие:

Таблица распределения доходов от НДПИ (кроме углеводородов) по бюджетам
Таблица распределения доходов от НДПИ (кроме углеводородов) по бюджетам

Как видно, далеко не все налоги от добычи полезных ископаемых идут в федеральный бюджет. Что же касается налогообложения доходов добывающих предприятий и их сотрудников, то, как мы разобрали в начале, добыча даже крупных холдингов осуществляется дочерними компаниями, зарегистрированными в регионе добычи, где они и платят налоги.

В Москве нет полезных ископаемых, поэтому она не может столько зарабатывать

Тут в качестве опровержения достаточно привести такие страны как Лихтенштейн, Монако, Швейцарию, Сингапур и Люксембург – страны без полезных ископаемых, но с высоким доходом и уровнем жизни.

Москвичи потребляют несправедливо больше регионов

Как и по доходам бюджета на душу населения, так и по расходам Москва является одним из лидеров, хотя не на первом месте. Вот так выглядит первая десятка лидеров согласно данным портала http://bujet.ru/ по прогнозу на 2020 год:

10 регионов РФ с самыми высокими расходами на душу населения
10 регионов РФ с самыми высокими расходами на душу населения

Резюме по Москве

Для начала посмотрим на структуру доходов Москвы, опубликованную на сайте https://budget.mos.ru/

Структура доходов бюджета Москвы
Структура доходов бюджета Москвы

Основной доход столицы – это НДФЛ, взымаемый с доходов жителей Москвы и налог на прибыль организаций в ней зарегистрированных. Те компании, которые ведут свою деятельность не только в Москве, как правило, ее осуществляют через дочерние компании, о чем уже неоднократно упомянуто в данной статье. Кроме того, расчет процента дохода, оставленного в регионе, в вышеупомянутых данных делался с учетом взносов во внебюджетные фонды. Москва внесла в федеральный бюджет 1,44 трлн. руб., ХМАО 3,07 трлн. руб. А если посмотреть по взносам во внебюджетные фонды, сумма которых за 2018 год составила 6,41 трлн. руб., то со стороны Москвы поступило 1,48 трлн. руб., на втором месте Санкт-Петербург - 0,49 трлн. руб., ХМАО на 6-м месте – 0,16.

Более того, когда федеральное правительство озвучило планы по увеличению ставки налога на прибыль, отчисляемого в федеральный бюджет с 2% до 3% и, соответственно, уменьшению ставки этого налога отчисляемой в бюджет субъекта с 18% до 17% в 2017 году, главы основных субъектов-доноров РФ выразили протест и недовольство, мотивируя это тем, что бюджетная политика по распределению доходов путем дотаций не мотивирует регионы с низким доходом развиваться. Поэтому Москве как раз выгодно, чтобы у регионов меньше забирали в федеральный бюджет.

Безусловно, Москва является гравитационным центром страны и растет как по доходам, так и по населению. В этом участвуют процессы с положительной обратной связью. Москва – регион с самым большим и плотным населением с 4-м по стране размером среднего дохода на душу населения и развитой инфраструктурой, что мотивирует многих переезжать в Москву с целью большего заработка, открывать бизнес, что увеличивает население и доходы города, которые способствуют развитию инфраструктуры, что еще больше мотивирует ехать в Москву и т.д. Поэтому перенос столицы тут мало чем повлияет на ситуацию. Перерегистрация крупных компаний в регионах уменьшит доходы Москвы, однако не увеличит доходы жителей региона (на которые они и сетуют), т.к. основная масса клиентов останется в Москве, соответственно, и работы. Максимум, что получат регионы – это более развитая инфраструктура, если, конечно, деньги не распилят на местном уровне. Многим будет интересно увидеть распределение дохода москвичей по суммам согласно данным Росстата:

Распределение доходов жителей Москвы по суммам в %
Распределение доходов жителей Москвы по суммам в %

Из оставшихся 33% примерно 19% это доходы до 100 тыс. руб. 11% от 100 до 250 тыс. руб., 1,5% до 500 тыс. руб., 0,3% получают до миллиона, получающих свыше 1 млн. руб. 0,1% жителей Москвы. Таким образом гигантские зарплаты получают далеко не все.

Оправдан ли сепаратизм

Достаточно популярно мнение о том, что регионы жили бы лучше по отдельности. Как мы поняли выше, если это и справедливо, то только для некоторых регионов. Многие заявляют, что регионы, богатые ресурсами, будут в выигрыше. Но такие заявления очень поверхностны. Конечно, это тема для отдельной статьи, но стоит хотя бы кратко её разобрать.

Во первых, в каждом регионе свои ресурсы, где-то земля, где-то нефть и газ, где-то рудные. Сибирь – не самый лучший регион для СХ, например, встает сразу вопрос обмена ресурсами, соответственно торговли. Кому эти ресурсы будут продавать, как транспортировать, сколько будет плата за транзит, с учетом того, что каждый регион – отдельное государство? Повысится конкуренция. Ведь если сейчас все регионы взаимодействуют в рамках единого государства и имеют защиту перед иностранными компаниями в виде таможенных пошлин, то при разделении уже каждый сам за себя. С этим так же связан вопрос экономической целесообразности производства в отношении количества покупателей/потребителей. Богатые ресурсами регионы, как правило, меньше населены. Та же Москва, скорее всего готовую продукцию станет закупать в Китае, т.к. более дешевое производство, поэтому те же сибирские регионы будут торговать исключительно сырьем, т.к. их производства окажутся неконкурентноспособными, и даже сырье будет сложно продавать из-за той же конкуренции. Кроме того, стоит учитывать, что отдельная Якутия, к примеру, уже не обладает теми военными ресурсами, что РФ, поэтому вмешиваться во внутреннюю политику и ставить своих вассалов более крупным государствам ничего не помешает. Дальше те же ресурсы будут, скорее всего, использованы в интересах узкого круга лиц и их ставленников, а народ останется при своем при хорошем раскладе, или еще больше потеряет. Можно взглянуть на Украину, основной ресурс которой, плодородную землю, выставили на продажу по требованию МВФ. А украинцы будут за копейки ее возделывать. Это пример мягкого сценария. Вспомним Сирию, где американцы оккупировали территорию с нефтяными месторождениями и просто сказали всем, что будут ими пользоваться, как захотят и мнение других их не волнует.

Можно посмотреть на бывшие республики СССР, как пример результатов приобретения независимости территориями.

Изменение ВВП по ППС на душу населения в фиксированных ценах на 2017 год. за период 1990-2018 года.
Изменение ВВП по ППС на душу населения в фиксированных ценах на 2017 год. за период 1990-2018 года.

Мы действительно можем наблюдать рост реального ВВП с 1990 года в большинстве бывших республик. В последние 5 лет рост ВВП СССР был отрицательным, однако если сравнить со средним показателем роста ВВП с 1950 по 1990 гг, 2,25% в год, то за 28 лет прирост ВВП составил бы около 63%. Данный показатель превысили только половина бывших республик. При этом немаловажным показателем является рост населения, который в большинстве республик отрицательный.

Послесловие

Как мы видим, вопросы макроэкономики не столь просты, как может показаться на первый взгляд, поэтому зачастую популярные стереотипы оказываются при детальной проверке несостоятельными или сильно преувеличенными. Москва и москвичи зарабатывают больше остальных регионов, как в количественном, так и в качественном выражении, однако при учете таких факторов как количество населения, стоимость проживания, разница уже не такая колоссальная. Если проследить показатели по убыванию, то их снижение достаточно плавное, если не считать некоторых нефтегазовых регионов. Москва занимает и большую долю страны в производстве. На территории региона работает более 650 крупных и средних промышленных предприятий. В Москве расположено 320 оборонных производственных и научно-исследовательских предприятий, работающих в области авиастроения, космоса, приборостроения, радиоэлектроники, атомной энергетики. Еще в Москве производится шестая часть несырьевого и неэнергетического экспорта. Кроме того Москва не только много зарабатывает и тратит, но и много отдает в федеральный бюджет.