Первый роман дебютантки в русской литературе «Зулейха открывает глаза», что называется выстрелил. Гузель Яхина стала популярной в стране и за рубежом. Книга вошла в число лауреатов премий «Большая книга» и «Ясная поляна».
По сценарию был снят одноименный фильм. Но «тяжелая артиллерия» в архиве писателя не закончилась. Через год под редакцией Елены Шубиной, что само собой подразумевает высший знак качества, вышла новая книга «Дети мои». И в 2019 году снова получила литературную премию. Сейчас остается в верхних строчках продаж.
«Я хотела рассказать о мире немецкого Поволжья, - пишет в обращении к читателям Яхина, - Ярком, самобытном, живом – о мире, когда-то созданном пришлыми людьми в чужой стране, а сегодня затерянном в прошлом. Но это еще и история о том, как большая любовь порождает страхи в нашем сердце и одновременно помогает их превозмочь».
Прежде чем читать роман внимательно всмотритесь в рисунок на обложке, где герой идет по берегу реки к волшебно-страшному лесу навстречу своей судьбе, похожей на сказку. Впрочем, сказки учитель Бах с легкостью пишет сам, но вот почему они с поразительной точностью сбываются, большой вопрос. Приключения и мистика ждут его и нас на протяжении всего многосюжетного романа. Стилистически выверенного и увлекательного.
Благодатная долина
Так в переводе с немецкого называется местечко Гнаденталь, затерянное в заволжских степях со времен Екатерины Великой.
Здесь на берегу Волги учительствовал наш одинокий герой – шульмейстер Якоб Иванович Бах, 32 лет от роду. Он учил своих учеников русскому и немецкому, письму и арифметике. Бодрость, правда, обретал он только на немецком, который ловко сводил к поэзии Гете, Гейне, Шиллера. Эта любовь к стихам обожгла в юности, и Якоб оставался натурой нежной и творческой. Литературный талант его расцвел неожиданно и в обстоятельствах трагических.
Когда Бах начал писать, «слова, запечатанные онемевшими устами, вдруг проснулись в его голове- все, разом. Он не писал- строил.» Искусно изображал быт, называя супружескую кровать с балхадином «небесным ложем». Главный час поэтического вдохновения посетил учителя, когда представитель администрации немецкой республики, прекрасный лицом Гофман, выдал ему кипу бумаги и заказал сочинение сказки – «новой, звонкой, хрустальной».
Заказ этот Бах перевыполнил – написал 100 трогательных сказок. Гофман приспособился эти сказки переделывать под нужды строительства социализма в Немецкой республике. Да и названия этого стоили «Дева-узница», «Гномы вступают в пионерский отряд», «Великаны помогают колхозникам собирать урожай». В местной газете сказки два года появлялись за подписью селькора Гобаха. Люди читали эти небылицы с большим интересом. За труды с учителем расплачивались козьим молоком и натуральными продуктами, обозначив расходы, как помощь на пропагандистском фронте. Так ему удалось сохранить жизнь дочери.
Безмолвие любви и верности
Теперь надо вернуться к главной сюжетной линии романа. Линии верности и любви. Якоб Бах нашел свою любовь на другом берегу Волги, когда его неожиданно пригласили на хутор Удо Гримма. С одной целью – обучить грамоте подраставшую в глухомани девочку. Клара стала его первой и последней любовью. Когда она умерла при родах, Якоб остался с малышкой, которая безраздельно заняла его сердце. В душе поселился главный страх – за жизнь ребенка. После трагедии учитель замолк и решил остаться с дочкой в лесу. Герой особенным чутьем как будто понял, что если ничего нельзя изменить в жестокости жизни, то лучше затаиться в глубинной природе и молчать.
Анна никогда не слышала человеческой речи, пока на хутор не попал малолетний бродяга Васька. Они вместе проживают в каком-то иррациональном мире, получившем символические названия – год безумия, год голодных, год большой лжи, год Вечного ноября. Этот последний год разлучил и утянул отшельников в большой мир строителей светлого будущего. Дети попали в детский дом.
Но фантазера Якоба разлука губит, и он добровольно «уходит» в глубины Волги. Архетип этой новой подводной сказки открывает тайны жизни поволжских немцев, которых невзлюбил усатый вождь. И погубил в итоге. В 1938 году по немецкой линии осуждено 55 тысяч врагов, из них большая часть приговорена к расстрелу. Остальные попали в тюрьмы и ссылку.
Среди них оказался безмолвный осужденный Якоб Бах. Ему уже не было больше больно. Он расстался со страхом и не боялся ни голода, ни войны, ни потери любимой, ни бессмысленности своего труда, ни даже расставания с детьми. Герою так и не приведется узнать, что его дети после долгих страданий найдут друг друга и поженятся. А сказки поволжских немцев будут изданы.
А мир? Мир «не должен был Баху ничего. И они пришли к равновесию – Бах и мир».
Понравилась статья? Ставьте лайк, подписывайтесь на канал!