Найти тему
Мечтатель

Фильмы Терри Гильяма. Какие смотреть, какие нет. Ч1

Оглавление

Терри Гильям - бывший участник знаменитой комик-труппы "Монти Пайтон", который затем прославился и самостоятельно, как режиссёр с уникальным стилем. Полным яркостей, безумств и в то же время горькой тоски от всего что вокруг, как противопоставляя все эти безумства серой действительности. В последние дни я кратко прошёлся по всем его полнометражным фильмам и представляю вам их краткий обзор. Всё же там не всё гладко, и что-то я бы советовал пропустить или смотреть только при определённых запросах.

Я пропущу фильмы, которые Гильям снимал ещё в команде со всеми Пайтонами - "Монти Пайтон и Священный Грааль" и "Смысл жизни по Понти Пайтону". Их всё же следует рассматривать в контексте всего творчества комик-труппы, а я пройдусь по сольной карьере Гильяма. Хотя если вы любите Пайтонов - это хороший повод ознакомиться и с этими фильмами, в них вы увидите тот же абсурдный юмор, только чуток более серьёзно.

Бармаглот

Фильм о том, как страшное чудовище терроризирует королевство, а молодой бондарь тем временем ищет своё место в жизни.

При всей прелести дальнейших фильмов, это ну очень вялое начало. Набор более и менее дурацких и забавных шуток о средневековье, который смотрится вторично после отличного пайтоновского фильма о Священном Граале (я подумал было, что Бармаглот был разминкой перед Граалем, и тогда бы я ему всё простил, ан-нет, он был таки позже).

Слышал я фразу, что в том, кто нападает на традиции, нет ничего героического, потому что традиции и так отживают, и этот бунтарь похож на того, кто избивает бабушку. Я не совсем согласен с этой фразой - всё-таки есть в мире ещё много жестокого ретроградства и не только в арабских странах - но в случае конкретно этого фильма фраза верна. Сатира на средневековье смотрится неспортивно, несмотря даже на то, что сквозь неё эзоповым языком часто просвечивает сатира на современность (не найти работу потому что не попасть в гильдию - очень похоже на безработицу при капитализме - забавное сравнение, но всё же слабоватое).

Впрочем, что меня в фильме порадовало - это финальная битва с Бармаглотом. Где ещё так сочетается гротескная буффонада и эпичность? Ладно, ещё она так сочетается в фильмах всей труппы Монти Пайтон, но здесь тоже неплохо.

Смотреть только если вы ну прям бешеный фанат Гильяма и хотите от него всё-всё, либо если вы бешеный фанат Понти Пайтона и хотите всё-всё мало-мальски похожее и связанное.

Бандиты во времени

-2

А вот это уже можно считать настоящим началом. О том, как в комнату к обычному мальчику ворвалась банда карликов, которые ищут сокровища в разных эпохах и бегут от Верховного Существа. Они побывают во временах Наполеона, Робина Гуда, греческих мифов, Титаника и додревней эпохе мифов и легенд, сразятся с самим Духом Зла.

Посмотрев этот фильм, я подумал - "Если комедия иногда бывает высоким жанром, то это тот случай". Это детский фильм, но авторы говорят с детьми как со взрослыми, на такие темы, как Бог, добро и зло, цинизм, предательство, а концовка оставит вас в шоке и раздумьях. И говорят на эти темы нескучно. Это всё-таки увлекательный, весёлый, яркий, безумный приключенческий фильм-сказка. Ни дети, ни взрослые ни на минуту не отлипнут от экрана.

Смотреть обязательно, в любом возрасте. Если конечно вы не с сайта "Научи хорошему".

Бразилия

-3

Антиутопия у мире глубокой бюрократии и тоталитаризма, где бежать только в мир грёз, где можно воображать себя летающим героем, который спасает прекрасную деву.

Да, не только в России есть все эти проблемы. Гильям наверное обиделся бы, что я в очередной раз приплетаю остальных Пайтонов, но этот фильм неплохо продолжает тему пайтоновского абсурда жизни. Главное - что при всех бедах общества жизнь всё-таки продолжается. Можно сидеть в ресторане, обсуждая дурацкие мелочи, пока в том же зале бунтовщики-террористы сражаются со спецслужбами, а ещё эти террористы от чистого сердца чинят вам кондиционер, потому что за бюрократией не дождёшься, когда приедут официальные ремонтники.

Смотреть как классику сатиры и антиутопии.

Приключения барона Мюнхгаузена

-4

Когда на город нападают турецкие войска, легендарный барон уверяет, что именно его личный давний спор с турецким султаном - и есть причина войны, и только он может её прекратить. А для этого ему предстоит вернуть своих удивительных помощников, побывав на Луне, в жерле бога Вулкана и в пасти кита.

Как и "Бандиты времени", это яркое увлекательное фэнтезийное приключение, подходящее и взрослым, и детям, и здесь опять же не боятся говорить с детьми на взрослые темы (на этот раз про глупость взрослых).

С "Бандитами во времени" и "Бразилией" фильм составляет неформальную трилогию - о том как человек взаимодействует с этой реальностью и бежит от неё в разных возрастах - соответственно детстве, зрелости и старости. Хотя я бы сказал, у Гильяма все фильмы кроме "Бармаглота" - на эту тему. И ребёнок ещё есть в "Стране приливов" (хотя это уж совсем не детский фильм - сразу предупрежу если вы вдруг бросите читать обзор здесь и побежите показывать Гильяма ребёнку), старики - в "Короле-рыбаке", "Воображариуме доктора Парнаса" и "Человеке, который убил Дон Кихота", а зрелые люди - везде.

Смотреть если хотите яркий весёлый фильм.

Король-рыбак

-5

Циничный актёр, погрязший в мире шоу-бизнеса, однажды оказывается в грязных низах Нью-Йорка, где его жизнь спасает какой-то бомж, считающий себя рыцарем. Впоследствии оказывается, что оный был преподавателем, и у него есть великая любовь и великая мечта - найти Грааль. Мы увидим многие места, многих людей Нью-Йорка - актёров, бомжей, агрессивных мусорщиков, сумасшедших и профессоров.

Это очень душевный и добрый фильм, который возможно позволит взглянуть на жизнь по-иному, пусть и наивный. Хоть это и редкая картина, которую Гильям снял не по своему сценарию, он в ней отлично реализовал свои темы и свой стиль.

Смотреть желательно.

12 обезьян

-6

Любопытный фильм, где Брюс Уиллис оказался в необычном для себя амплуа - хоть он и здесь пытается спасти мир, но не как крепкий орешек, а как маленький человек, оказавшийся в невероятной ситуации и делающий всё что в его силах. Его герой жил в будущем, когда большую часть человечества выкосил вирус, и остатки забились в бункер (актуально, ага). Но его стало произвольно бросать в прошлое. Сможет ли он предотвратить катастрофу? А может, ему всё померещилось в бреду?

Фильм хороший, интересный, с яркими образами, необычными темами. Но если честно, мне он показался малость вторичным к другим фильмам Гильяма. Смотря его, я думал "Если хотите антиутопию от Гильяма - гляньте лучше Бразилию, а если хотите про сумасшедших от Гильяма - гляньте Короля-рыбака", а в дальнейших фильмах эти две темы будут реализованы ещё лучше.

Смотреть если вам понравились другие фильмы Гильяма, и вы хотите ещё, или наоборот - если вы не собираетесь смотреть Гильяма запоем - тогда этот фильм будет для вас не вторичным, но хорошей, достаточно умной фантастикой.

Вторая часть обзора