Найти тему

Этапы становления музыканта

Оглавление

Говорят, что музыка - искусство звуков. Но на самом деле всё намного глубже, объёмнее. Я выделил три основных этапа становления исполнителя в зависимости от его понимания и осмысления музыки. 

1 этап - Техническое исполнение.

Начальный этап, через который большинство из нас проходят. Как правило, в детском и подростковом возрасте юный инструменталист видит смысл музыки лишь в исполнении последовательности нот, записанных в партитуре. В лучшем случае с соблюдением указанных штрихов, динамики, темпа. То есть без эмоциональных вложений со своей стороны (волнение на сцене не считается). Зачастую музыкант даже не испытывает удовольствия от процесса. Либо это равнодушие, либо, как у многих бывает, процесс концертного исполнения превращается в пытку, появляется непреодолимое желание поскорее отыграть и сесть в зрительское кресло, получить облегчение. После последнего аккорда в голове возникает радостная мысль: "Фух, наконец-то это закончилось!". К сожалению, некоторые так и остаются на данном уровне восприятия, и, как часто оно бывает, человек может даже бросить заниматься музыкой, потому что не в состоянии преодолеть данную ступень в развитии. Каждый новый концерт - сплошная нервотрёпка. Инструмент на сцене превращается в заклятого врага. Хотя главный враг в данном случае - наши мысли и переживания. После череды неудач может произойти зацикливание: "А вдруг снова не получится?", "А если забуду текст?", "Вдруг рука сорвётся?", "А вот он играет лучше". И так далее. Происходит нагнетание. И даже если человек спокоен и выше описанные переживания отсутствуют или не оказывают сильного воздействия, процесс исполнения не выходит за рамки "отыгрывания нот". 

-2

2 этап - Передача настроения.

Исполнитель уже способен к начальному анализу того или иного произведения. Даже если в нотах нет никаких указаний темпа, динамики и прочего, музыкант начинает чувствовать, как композиция должна звучать. Это происходит, как правило, на уровне эмоций. Есть накопленный опыт, и определённые гармонические последовательности уже вызывают в подсознании отклик. В такой ситуации музыкант начинает испытывать удовольствие (здесь имеется ввиду то, что у него просыпаются чувства. Под словом "удовольствие" подразумевается не только радость, восторг, но и грусть, переживания, то есть всё то, что мы способны испытывать в реальной жизни)

И зритель погружается в этот процесс, потому что чувствует, что перед ним не "безэмоциональная болванка". Большинство музыкантов, прошедших определенный жизненный и музыкальный путь, рано или поздно приходят к этому, однако вершина искусства находится значительно выше.

-3

3 этап - Передача содержания.

Здесь присутствует всё. Настроение, характер, стиль, действие - его начало, развитие и логическое завершение. Это целая история, искренне прожитая жизнь. Невозможно придти к данной концепции, занимаясь только игрой на инструменте. Необходимо проводить детальный анализ - от и до. В этом могут помочь изучение биографии композитора, общего стиля музыки конкретной эпохи, истории того времени. И нужно как можно больше слушать качественных исполнителей, наблюдать не только за движением рук, но и читать в глазах глубину их мыслей. Музыка должна звучать как полноценное театральное действие. С чувствами и в то же время осмысленно. Кто сможет достичь этого, того по-настоящему можно назвать счастливым человеком! Закончить данные размышления хочется словами Льва Николаевича Толстого: "Музыка - высшее в мире искусство".