Создание танков и прочей бронетехники как известно способствуют не только усилению армии, но и поднимают национальный дух в некотором роде. Наличие чего-то «своего» наглядно показывает развитую оборонную промышленность и национальной школы танкостроения. Эти желания охватывали многие страны, немного зацепило даже Норвегию.
Это сейчас мы знаем что большинство стран Европы обеспечивали и обеспечивают танками США и Германия, а тогда желание поднять престиж Норвегии привело к появлению танка «Rikstanken» («национальный танк»).
Так вот, в начале 1930-х армия Норвегии была в крайне плачевном состоянии. Сухопутные войска представляли собой пехоту со старым стрелковым вооружением и среднеразвитой артиллерией. Не то что танков, а даже просто бронемашин в Норвегии вообще не существовало.
К середине 30-х командование решило чуток перестраховаться и отдало приказ на проектирование новых типов вооружения в срочном порядке. Генералам вдруг позарез захотелось увидеть хоть какой-нибудь танк в своих войсках, бронемашины оставили на потом.
Но производственная база Норвегии не могла позволить себе полноценный современный танк с характеристиками наравне лучших новинок 30-х. Поэтому обратились к другим странам, но не для покупки танков, а для приобретения всего-лишь шасси. Все остальное норвержцы желали сделать сами. Тут взыграли и национальные амбиции и экономическое положение страны.
Рассмотрев иностранные предложения на «тогдашнем» танковом рынке, норвежцы выбрали соседний шведский новейший Landsverk L-120. В 1937-ом Норвегии предоставили танк для испытаний. У купленных танков как и желали шведы был о только шасси, что сделало покупку крайне дешевой (3 тысячи долларов даже на тот момент для танка было недорого).
Броню норвежцы решили соорудить не из бронестали, а из некачественной конструкционной стали. В итоге броня не укрывала экипаж даже от пуль стрелкового оружия.
«Rikstanken» дали сложный корпус, где даже соединение листов металла было как сварным, так и с помощью заклепок. Также норвежские военные попросили сделать пару смотровых щелей по бортам.
В полученном танке спереди разместили трансмиссию, за ним отделение управление, центральное боевое отделение и двигатель в корме корпуса. Большую часть кормового отсекак занимал бензиновый двигатель Volvo мощностью 85 л.с. Внутри корпуса расположили бак на 120 литров.
Была установлена новая система управления танком. Вместо рычажного управления танк Rikstanken получил обычный руль автомобильного типа, а также были поставлены норвежские тормоза. Шасси имело по 4 сдвоенных опорных карта на торсионах на каждый борт. Верхняя часть гусениц поддерживалась 2-мя роликами.
У купленного шведского шасси подразумевалось в качестве вооружения и пушка и пулемет, но решено было вообще отказаться от пушки. Поэтому в башне расположили только норвежский вариант американского М1917 — «Colt M/29» калибром 7,92 мм, с охлаждающим водяным кожухом.
Управлением танком занималось 2 человека — механиком-водителем в переднем отсеке и командиром-стрелком в боевом отделении, наблюдение осуществлялось только через смотровые щели для прицела оружия.
Несмотря на все доработки послабления новый танк почти не уменьшился по размерам от базового шведского «Landsverk L-120». Размеры танка «Rikstanken» составили 4 м (длина) * 1,75 м (ширина) * 1,7 м (высота), а масса даже из плохой и легкой конструкционной стали уже перевалила за 4 тонны.
Конечно, танк был достаточно маневренным (в теории разгонялся до 50 км/ч по шоссе и 25-30 км/ч по пересеченной местности, имел удельную мощность 21 л.с. на тонну), но это никак не компенсировало столь низкие броне/огневые способности танка.
Первый прототип собрали в начале 1938-го года, после чего ее направили на испытания. В ходе них и стало ясно на практике что норвежские доработки сделали танк еще хуже, чем он был изначально. Максимальная скорость составила всего 25 км/ч, а ВСЯ механика постоянно ломалась. В конструкции танка усматривались нелепые требования заказчика.
Несмотря на недостатки, «Rikstanken» получил известность в Норвегии, став поводом для национальной гордости, недостатки танка для народа умалчивали.
К проблемам самого танка, прибавлялось нейтральное отношения начальства, не видящих смысла в танках. Танки считали пустой тратой денег. Забавно что громадное производство танков в СССР, Германии, Англии и Франции их никак не убедило в необходимости и полезности бронетехники.
Танк «Rikstanken» так и остался единственной разработкой Норвежцев, поучаствовав лишь в парадах конца 1930-х. И только с началом второй мировой, командование королевства Норвегия наконец поняло значимость танков в современных реалиях. Были еще попытки сделать бронеавтомобили, но танк так и остался один..