Помните фильм "Экипаж"? нет, не современный с Данилой Козловским, а тот еще, старый, ламповый, советский.
Помните что когда в хвосте самолета появилась трещина, главный герой полез с молотком её заделывать? Вот вылезал он на крышу именно из такой трубы, и стучал молотком по трещине.
Вообще ситуация в фильме забавная. Мы же понимаем, что в реальности это не возможно. Во-первых он из салона попал в эту трубу? Во-вторых, как его не сдуло обратно воздушным потоком? И наконец в-третьих, зачем вообще нужно было заделывать эту трещину, да еще таким странным способом?
Но мы не фильм здесь, собственно обсуждаем. Так что же это за труба, и зачем она там нужна?
Обратите внимание, что увидеть её можно только на довольно старых самолетах 60-х, 70-х и 80-х годов, и чаще всего (но не обязательно) в сочетании с двумя расположенными сзади двигателями.
А все просто. На самом деле, это тоже двигатель. Вернее, если смотреть спереди, то это его воздухозаборник. Если подойти сзади, то мы увидим его сопло.
Но поскольку на старых самолетах не все летали, да и те кто летал не разглядывали его сзади, а снимают и фотографируют самолеты с такого ракурса нечасто, видим мы обычно один лишь воздухозаборник. Тот самый, из которого в "Экипаже", чудесным образом вылезал герой.
Со временем, компоновка двигателей самолета изменилась, двигатели с хвоста "переползли" на крылья. На это были свои причины. Двигатели в хвосте утяжеляют его, требуют более длинных топливопроводов (баки находятся в крыльях), более сложны в обслуживании, и многие другие сложности.
Но даже тогда, на некоторых самолетах, одновременно с двумя двигателями на крыльях. оставался еще один в хвосте.
Но со временем, от этой практики отказались вовсе. И сегодня, такую трубу можно увидеть лишь на старых самолетах.
Там, где они еще остались