«Мне ничего и никогда не покупали по первому требованию. Нередко, поклянчив игрушку или новое платье, я быстро о своей просьбе забывала, что для родителей являлось признаком того, что вещь мне не очень нужна. Тем не менее, если спустя какое-то время я настойчиво продолжала о ней вспоминать, начинались переговоры. Взамен мне непременно следовало что-то сделать: подметать каждый день пол, приносить из школы в течение недели одни пятерки, закончить четверть на «отлично» или на протяжении какого-то времени больше ничего не просить. Как правило, все требования сводились к учебе или трудовой повинности.
Однажды, классе в пятом, я захотела фигурные коньки. В магазинах Канева они не продавались, и для жителей нашего маленького городка это был скорее атрибут из кино, нежели реальная вещь, поэтому к моей просьбе родители отнеслись как к очередному капризу. А мне так хотелось кататься на коньках! В мечтах я не раз представляла, как в белоснежных ботинках и в коротеньком платье с блестками красиво скольжу по гладкому льду, как, взмахнув, словно крыльями, руками, лечу навстречу ветру, как делаю «ласточку», после чего, развернувшись, вывожу эффектный круг с искрами из-под острых лезвий. Когда по телевизору показывали фигурное катание, я бросала все свои дела и бежала смотреть. Усевшись поближе к экрану, я мысленно повторяла давно знакомые фигуры, впитывая силу и красоту каждого движения спортсменов.
Я так сильно хотела коньки, что готова была выполнить любую просьбу родителей, но, не понимая, где эти коньки можно достать, озвучивать какие-либо условия они не торопились. О своей мечте я по секрету рассказала однокласснице Свете. Какое же было мое изумление, когда на день рождения родители Светы подарили ей фигурные коньки! От зависти и обиды я расплакалась. Это была моя мечта, это я хотела коньки, это я хотела скользить по льду, и это я должна была всех в нашем классе удивить, но коньки купили ей! Отец Светы работал водителем на какой-то базе, часто ездил в столицу, откуда и привез дочке подарок. Вернувшись домой, я прорыдала весь вечер. Я умоляла родителей поговорить с отцом Светы, чтобы он и мне привез коньки, но они категорически отказались. Гордость не позволяла им это сделать. Просить кого-то о чем-то расценивалось в нашей семье как зависимость и унижение. Втайне я разузнала у Светы, сколько коньки стоят, и начала собирать деньги. Экономя на школьных обедах и отказывая себе в самом сокровенном — в шоколадных батончиках с мягкой начинкой, — копейку за копеечкой я складывала в секретную шкатулку, спрятанную за стопками книг в шкафу. Каждый день, вернувшись из школы, я ее доставала, добавляла очередную монету и, пересчитав, записывала сумму на бумажке. Я с грустью смотрела на маленькие цифры, мечтая, что однажды они станут большими рублями. Ради коньков я готова была на все.
Как-то вечером мама и тато позвали меня в гостиную на разговор. Приготовившись получить очередной нагоняй, я виновато села на край стула, настороженно втянув голову в плечи. Неожиданно речь зашла о коньках. Родители сказали, что в целом против коньков ничего не имеют и даже готовы подарить их мне в ноябре на день рождения, но не понимают, кто меня будет на них учить кататься и где я смогу это делать, — ни одного катка в городе не было. Не веря в свое счастье, я тут же выпалила, что научусь сама, и мигом продемонстрировала ласточку с круговым разворотом. Вот только с местом для катания получилась заминка. Реку из-за трещин и лунок рыбаков запретили сразу. Утрамбованные площадки возле ледяных горок подходили больше, но там было много песка и торчали вмерзшие в лед куски картонных коробок, на которых дети скатывались вниз. Тем не менее я клятвенно пообещала найти место — главное, чтобы купили коньки. К моему удивлению, родители согласились, выдвинув ряд условий: во-первых, в табеле успеваемости за четверть должны быть только «пятерки», во-вторых, мне предстояло самой договориться с отцом Светы, и, в-третьих, я обязана была найти безопасную площадку.
За все мои школьные годы более сильной мотивации учиться у меня не было. Казалось, поставь мне условие получить не только «пять», но и «двадцать пять», — я бы и это выполнила. Впервые в жизни без участия родителей мне предстояло убедить малознакомых взрослых людей купить чужому ребенку дорогую вещь. Конечно же, мою просьбу они восприняли несерьезно. Каждый день я приходила к ним в гости и каждый раз заводила разговор о коньках. Света кататься в одиночестве не любила, ее коньки простаивали в шкафу, поэтому со своей стороны тоже уговаривала родителей. Через неделю, поняв, что мы не отстанем, они согласились. В конце ноября родители подарили мне необходимую сумму и велели отнести отцу Светы. В мои десять лет это было самое ценное и важное задание, которое мне когда-либо доверяли.
Через неделю впервые в жизни я обула белоснежные ботинки и, затянув потуже шнурки, встала на острые лезвия. Что чувствует человек, когда сбывается его самое заветное желание? А что он чувствует, когда оно сбывается не по волшебству, а благодаря собственным усилиям? Я была не просто рада и даже не просто счастлива. Я гордилась собой, словно вместе с этими коньками в меня вошла какая-то невероятная внутренняя уверенность. Впервые в жизни я поняла, что сама, своим трудом могу добиться очень многого.
И хотя внешне все пока оставалось по-прежнему — за исключением, конечно, коньков, — внутри меня запустилась удивительная цепная реакция, оказавшая воздействие на всю дальнейшую судьбу, словно для того, чтобы обрести внутреннюю уверенность, мне вначале потребовалось уверенно встать на коньки. И я встала. Самостоятельно, без чьей-либо помощи, наставлений и подсказок, падая и подымаясь, выдирая белые клочья колючими зубьями из прекрасных ботиков и разрезая кожу острыми лезвиями. Я научилась скользить по льду и разучила простые движения, запомнившиеся из выступлений фигуристов по телевизору: «змейку», «ласточку» и «фонарики». Я открыла для себя секреты шнуровки, узнала, как можно при помощи ваты и трех пар носков подгонять ботинки на три размера больше ноги, купленные с запасом на несколько лет.
Каждый день, сделав уроки и быстро справившись с домашними обязанностями, я бежала кататься, и ни мороз, ни метель, ни кромешная тьма не могли меня остановить. Мое тело словно само знало, что надо делать, а неожиданно открывшееся бесстрашие подталкивало на самые смелые эксперименты. Через месяц я не просто каталась — я крутила такие пируэты, что прохожие на тротуарах в изумлении останавливались, видя, как полная круглая девочка в длинном тяжелом ватном пальто в зеленую клетку и теплой шапке-ушанке уверенно совершает на скорости красивые развороты и пытается крутить твизл.
Что касается площадки, то с этим пришлось непросто. С родителями мы, конечно, сошлись на хоккейном поле за домом, но лед там был весь в глубоких бороздах, поэтому втайне каталась я прямо на проезжей части. Машины зимой тогда почти не ездили, разве что днем продуктовые грузовики или пассажирские автобусы; солью с песком дороги тоже не посыпали, поэтому утрамбованный снег отчасти походил на настоящий каток. Однажды появившиеся на дороге «Жигули» вынужденно отпрыгнули в сторону, когда в свете фар неожиданно на них помчалась фигура на коньках. Случилось это всего лишь один раз — родители, конечно, ничего не узнали, а я впредь каталась более осторожно, прижимаясь к обочине и отслеживая обе стороны дороги.
Во время зимних каникул я освоила лед на пруду в селе. И хотя для этого мне приходилось часа два широкой деревянной лопатой расчищать снег, последующее удовольствие перекрывало усталость, особенно когда я видела наблюдавших за мной с берега местных жителей и мальчишек, которые, ради привлечения внимания, кидались в меня снежками. Тяжелое пальто сковывало движения, выбившиеся из-под шапки пшеничные пряди волос прилипали к потному лбу, словно ягоды калины, пылали щеки, но мне казалось, что я парю над землей. Я была счастлива.
Сотни маленьких и больших событий, мое отношение к ним и выбранный родителями метод воспитания день за днем вытачивали из меня личность, укрепляя необходимые черты характера. Конечно, оказавшись в селе под покровом бабушек, я тут же забывала о распорядке дня и других строгостях и, погрузившись в атмосферу любви и доброты, могла позволить себе спать до полудня, а когда шел дождь — нежиться до двух и даже трех часов дня. Капризы послушно исполнялись, конфеты выдавались по первому требованию, денег на новое платье или босоножки тоже никто не жалел, правда, в обмен на помощь в огороде или по хозяйству. Несхожесть подходов бабушек и родителей в моем воспитании, точнее — их полная противоположность, позволяла мне вседозволенностью компенсировать недостающую любовь; тем не менее, взрослея, я начала по-иному к этому относиться. Уже в старших классах я не только положительно оценила практическую пользу от дисциплины, порядка и самоконтроля, но и добровольно повысила личностную планку требований к себе. Даже выйдя из-под опеки родителей, я осознанно продолжила опираться на заложенные в детстве ценности, собственными усилиями и силой воли добиваясь поставленных целей. Именно поэтому всю жизнь я терпеть не могла слабовольных нытиков, с огромным уважением относясь к тем, кто духом сильнее меня. Это уже не была одна лишь слепая зависть — наоборот, я начала воспринимать успех других как пример для себя.
Жанна Швыдкая©
Это лишь небольшие фрагменты - отблески глубокого и живого романа «Огранка». Они позволят плавно приблизиться ко второй книге декалогии «Гравитация жизни», естественно, продолжающей первую. Второй роман выйдет уже летом 2020!
В апреле 2020 книга «Огранка» получила диплом международного литературного конкурса в Германии «Лучшая книга года», а в ноябре 2019 - стала финалистом литературного конкурса Open Eurasia в Лондоне.
Скачать роман «Огранка» в электронном формате на Литрес:
https://www.litres.ru/zhanna-shvydkaya/ogranka-pervaya-kniga-dekalogii-gravitaciya-zhizni/
Заказать печатную книгу «Огранка: gravlifebook@gmail.com
Ссылки на некоторые отрывки из книги «Огранка», опубликованные ранее на моем канале:
Ссылки на некоторые отрывки из книги «Огранка», опубликованные ранее на моем канале:
1. Как воспитать силу воли? Победа над собой
2. О меде, лягушках и схожести событий в жизни детей и родителей
3. Знахарь
4. О крепкой валюте и лайнере в поле: https://zen.yandex.ru/media/id/5e340d58f0472f788c345f84/o-krepkoi-valiute-i-lainere-v-pole-otryvok-iz-knigi-ogranka-5ef467569dd97322c75d6627
5. Воровка
6. Доза Чернобыля:
https://zen.yandex.ru/media/id/5e340d58f0472f788c345f84/doza-chernobylia-5ea46355d59a0771a9fa9205
7. Загубленный талант: https://zen.yandex.ru/media/id/5e340d58f0472f788c345f84/zagublennyi-talant-otryvki-iz-glavy-15-knigi-ogranka-janna-shvydkaia-5e5d531a212e945ed0bbbfec
8. Рюкзак с камнями:
https://zen.yandex.ru/media/id/5e340d58f0472f788c345f84/riukzak-s-kamniami-5e7262ae1a806a56ab9ad7db
9. Генеральная уборка
10. Здравствуй любимая, здравствуй, родимая
11. Как повяжешь галстук
12. Сладкое искушение
13. Магнит
14. Без вины виноватая
Картина. Художник Фернандо Ботеро
#огранка_жаннашвыдкая #становлениеличности #психологияличности #отцыидети #советскоедетство