Преподавая в основном старшеклассникам, я провела анкетирование среди своих учеников и вот какие выводы были сделаны.
Большинство детей понимают, что нужно быть грамотным, что нужно правильно излагать свои мысли, но общаться жаргонами для них проще; они считают, что это экономит их время, они и так поняты другими, и, вообще, это «круто»!
Соответственно, молодое поколение привыкает к низкому уровню культуры речи окружающих, считают ее нормой и принимают спокойно искаженную чужую речь и перестают следить за ошибками в своей речи.
В свою очередь, пообщавшись в социальных группах, я нашла подростков, которые не хотят быть «неучами» и выделяют себя в особую касту общества. Остальные, понимая, что грамотность повышает статус, тоже тянутся к лидерам таких сообществ.
В 21 веке глупо считать, что молодое поколение испортил интернет, что общение там позволяет использовать сокращения и фирменные словечки, происходящие от английских слов и выражений. Наоборот, становится модно быть грамотным.
Анкету можно посмотреть и при желании пройти в приложении в конце статьи.
Осталось решить задачу, ответив на вопрос: КАК? Как добиться грамотности на письме и в речи??
Ответ читайте с следующей статье.
Я думаю, что статья была полезна - жду классов и комментариев.
Я борец за грамотных подростков в 21 веке.
Приложение 1 АНКЕТА
Должен ли человек быть грамотным?
1.Довольны ли Вы своим уровнем грамотности?
а) Да, абсолютно
б)В целом - да, но мне есть над чем поработать
в)Мою речь понимают носители языка, и я считаю, что этого достаточно
г)Нет, хочу это исправить/работаю над повышением своего уровня
д)Не задумывался(-лась) об этом
2. Как Вы считаете, нужно ли работать над повышением уровня грамотности в нашей стране?
а)Да, поскольку уровень грамотности среднего человека оставляет желать лучшего
б)Да, ибо "нет предела совершенству"
в)Нет, население моей страны и так достаточно грамотное
г)Нет, владение нормами родного языка - не такой уж и важный навык
д)Не задумывался(-лась) об этом
е)Нет - нация сама творит свой язык и определяет его нормы, поэтому в мероприятиях по ликбезу нет смысла
3. Какая из нижеприведенных групп людей, на ваш взгляд, обязана быть грамотной?
а)Все, кто так или иначе использует язык, в т.ч. те, для кого он неродной
б)Все, для кого язык - родной
в)Лица с высшим образованием
г)Лица с высшим филологическим\лингвистическим образованием
д)Никто не обязан быть грамотным
4. Имеет ли для Вас значение уровень грамотности Вашего собеседника?
а)Да, я принципиально не общаюсь с неграмотными людьми
б)Да, грамотность человека влияет на мое мнение о нем, но не более того
в)Нет, главное - чтобы он сумел донести свою мысль
5. Будете ли Вы читать заинтересовавший Вас, но неграмотно написанный текст? (при условии, что его смысл понятен)
а)Я не обращаю внимания на такие мелочи, как правописание и синтаксис, главное - содержание
б)Скорее всего, я прочту текст полностью, хотя ошибки будут меня напрягать
в)Нет, я не могу читать тексты, написанные с ошибками
6. Важно ли соблюдение норм языка при неформальном общении?
а)Нет, неформальное общение - это не контрольная и не экзамен
б)Каждый пишет так, как умеет
в)Безусловно. Правила для того и придуманы, чтобы облегчить процедуру общения
7. К каких сферах деятельности языковая грамотность участников обязательна? А)Можно указать несколько вариантов
б)Научная сфера
в)Публицистика\СМИ
г)Межкультурная коммуникация
д)Педагогическая сфера
е)Все сферы деятельности, затрагивающие взаимодействие с людьми
ж)Ни в каких
Мнение о значение грамотности получили. Осталось решить задачу, ответив на вопрос: КАК? Как добиться грамотности на письме и в речи??
Ответ читайте с следующей статье.
Я думаю, что статья была полезна - жду классов и комментариев.
Я борец за грамотных подростков в 21 веке.