23 октября 2020 года ему исполнилось бы 55….
… На долю Рафиса Ханифовича Мингалеева выпало немало тяжелых испытаний… Он очень хорошо знал, что такое современная война - так уж получилось, что за 12 лет службы он участвовал и в афганских, и в чеченских, и в других закавказских событиях. О многоми говорит один факт из его биографии: в 32 года он стал пенсионером Министерства обороны, отслужив «положенное», уволился в запас.
В 1986 году, закончив Кировское военное авиационно-техническое училище лейтенантом – техником вертолетов и двигателей, начал служить в Закавказском военном округе. И уже с апреля 1987 года на 15 месяцев попал в Афганистан. Он летал в составе экипажа бортовым техником, своевременный инструктаж принимаемых на борт и загрузка вертолета также входили в его обязанности. На счету у Рафиса были десятки боевых вылетов – доставка почты в ночное время, досмотр караванов, высадка спецгрупп, транспортирование из зоны военных действий раненых и погибших. Не раз участвовал он и в поисково-спасательном обеспечении бомбово-штурмовых ударов, подстраховывая летчиков. Невыносимая жара, письма близких, нестерпимая боль при потере друзей и сослуживцев...
В августе 1988 года он начал службу на Сахалине, но совсем скоро его вновь переводят в Закавказский военный округ: начались кровавые события в Сумгаите, в Кировобаде. В декабре 1988 года он вывозил из Армении пострадавших после страшного землетрясения, и долго не мог забыть наполненные страхом и болью глаза покалеченных детей. В 1989 году он стал свидетелем абхазско-грузинского конфликта, в 1991 году – армяно-азербайджанского в Нагорном Карабахе, в 1992 году в составе миротворческих сил обеспечивал мирный покой граждан Абхазии. В 1993 году, как оказалось, на совсем короткий срок приехал в Ростов и привез с собой из Нурлата молодую жену. Думалось, все страшное уже позади… Но с конца 1994 года в их судьбу вновь вошла война – Чечня. Он вновь доставляет питание и боеприпасы нашим солдатам, перевозит грузы, пассажиров и раненых. Вновь смерть, кровь, людское горе и страдания. И, полные страха, боли, отчаяния глаза молодых солдат, мучения раненых бойцов, среди них – немало покалеченных - без рук или ног, надломленных психически…
Майор запаса, имел два ордена Красной Звезды. Спустя годы, в 2001 году, уже дома его «догнала» медаль «За боевые заслуги». Многие годы возглавлял районную организации воинов – интернационалистов. Десятки встреч со школьниками, с матерями и близкими погибших афганцев, десятки военно-патриотических мероприятий. И на каждой – воспоминания о войне и потерях, о пройденных тревожных военных дорогах. В последние годы он все реже появлялся на людях. Говорил, «неудобно, на работе не очень довольны…» Наверное, это так, производство есть производство. Но он так был нужен современным мальчишкам и девчонкам!
Более двадцати лет назад я готовила о нем материал в газету и, когда уже статья ушла в печать, на пороге кабинета в редакции появился Рафис и, волнуясь, произнес: « … я Вам рассказывал о друзьях, о своей службе, но так ничего и не добавил о маме. А представляете, сколько она не спала ночей и сколько пролила слез! Вы об этом сами ничего не дописали?» Увы,нет, тогда не написала, хотя многие годы знала его маму, вырастившую пятерых сыновей, и знала о ее переживаниях… И сегодня вновь очень хочется выразить ей самые искренние слова благодарности за то, что она вырастила такого замечательного сына и всегда была с ним рядом…
Он был очень и очень скромным человеком. Как настоящий кадровый военный был немногословен. Мало говорил, но никогда не был человеком равнодушным, и, похоже, надорвал свое сердце. Умер от обширного инфаркта в больнице в 45 неполных лет! И похороны его прошли очень скромно, без салютов и пышных речей, без присутствия большинства «братьев по оружию" – "афганцев». Был выходной день. Мусульмане не тянут с похоронами. А сотовый телефон тогда еще был редкостью.
Но этот парень, поверьте, заслуживает того, чтобы о нем помнили…