Найти тему
Ирина Мищенко

Почему Хабаровск не успокаивается и его не будут "успокаивать".

Уже три недели продолжаются акции протеста в Хабаровске. После задержания 9го числа губернатора Хабаровского края, обвиненного в убийстве и покушении на убийство, 11го июля прошла первая акция протеста в поддержку арестованного. Сегодня уже четвертая суббота, когда народ выходит на улицы. И подобные акции проходят практически ежедневно, если не считать небольшой перерыв в начале.

За прошедшее время акции несколько сменили направление от своего первоначального. Нет, требования протестующих об освобождении или о проведении честного и открытого разбирательства в суде остались. Но помимо этого стали появляться и занимать все больше места плакаты с выражением общего недовольства положением в стране, правительством и властью в целом. По сути арест стал скорее поводом и толчком к выражению общего недовольства, тем, что вывело людей на улицы.

Изначально мягкую реакцию со стороны местной полиции на несанкционированные акции понять можно легко. Поддерживавших политику арестованного губернатора, как среди жителей, так и среди полицейских, оказалось достаточно. Да и принимать решения о каких-то жестких мерах в адрес протестующих, по сути было не кому. Его сторонники, в том числе в администрации, не могли расценить такие акции иначе, чем с положительной стороны, а те, кто не относился к его сторонникам, на вряд ли рискнул бы взять на себя ответственность и отдать приказ разогнать протестующих. После попытки отдать такое распоряжение, скорее сам чиновник оказался бы без работы.

Лояльность со стороны полиции позволяет людям выразить накопившееся недовольство. С другой стороны, протестующие ведут себя достаточно культурно, что не дает повода полиции пытаться прекратить их действия. Не смотря на то, что во время акций протестующие выходят на дорогу и мешают проезду транспорта, многие водители так же не жалуются на это, а наоборот, поддерживают их действия сигналя из автомобилей.

Арестованный губернатор имел хорошую поддержку среди местного населения и протесты вряд ли прекратятся, как минимум, до проведения суда, хотя могут потихоньку затухать, снижая численность участников.

Как-то изменить положение с протестами власти уже не могут. В любом случае, если сейчас власти в самом Хабаровске попытаются изменить свое отношение и начнут разгонять демонстрантов или пытаться препятствовать проведению акций после трехнедельного лояльного отношения, резкая перемена только выведет больше людей на улицы и накалит ситуацию. Попытка вмешаться со стороны, например прислать спец. подразделения или надавить из Москвы на местные власти тем более вызовет взрыв недовольства и активизацию протестов.

К тому же хабаровские протесты имеют специфику, которая не позволяет "решить эту проблему" для властей быстро и эффективно, как они привыкли это делать в случае других протестов. Происходящие протесты не имеют лидера, не имеют организованной структуры с определенным руководством. То есть это действительно стихийное народное выражение недовольства. Конечно может и образовалась структура координаторов, но скорее на уровне взаимосвязи между протестующими на самом начальном уровне. Привычный метод, которым "решались" подобные вопросы, заключался в том, что власти старались арестовать, задержать или иным способом надавить на лидера, который возглавлял движение и стоял за организацией митингов и протестов, как это было с Навальным или Платошкиным. Здесь же такой фигуры нет. Проводить массовые задержания и без того недовольствующего народа - только подталкивать их и усиливать недовольство. Так что в данной ситуации власти будут ждать, пока людям надоест митинговать.

К этому, пожалуй, добавлю еще несколько слов об общей ситуации. Когда начались первые протесты в Хабаровске, много было слышно высказываний в стиле "вот она, революция, начинается!". Да и до сих пор такие высказывания слышны. К сожалению (для мечтающих о революции) этим мечтам не суждено сбыться. Попытки поднять протесты в других городах делались, но затухли после одной-двух акций. Да и то, в основном это были либо города Хабаровского края, либо ближайшие соседи, как Владивосток. Причиной продолжающихся протестов, конечно, является скорее не столько сам Фургал и его арест, сколько общее недовольство властью, но обозначенным поводом для выхода стал именно он. Для большинства людей в других городах и регионах это слишком локальная проблема и не воспринимающаяся ими как затрагивающая кого-то за пределами Хабаровского края. В том числе по этой причине новостные сообщения концентрируются именно на требованиях протестующих об освобождении Фургала, стараясь не затрагивать тему других требований и не демонстрируя другие плакаты. Пока недовольство остается в пределах одного региона и не переходит в экстремальные проявления, на это явление будет продолжать предпочитать закрывать глаза.