Найти тему
MAD TOSBY

Море. «Кола». Росомаха

Фото ©️ Дом кино
Фото ©️ Дом кино

Вто­рой пол­но­мет­ражный фильм Ге­ор­гия Да­нелии «Путь к при­чалу» за­пом­нился ко­лос­саль­но­му боль­шинс­тву зри­телей глав­ным об­ра­зом бла­года­ря «Пес­не о дру­ге» Ан­дрея Пет­ро­ва на сти­хи Гри­гория По­женя­на. Но в чём же сос­то­ят ос­новные дос­ти­жения этой ран­ней ре­жис­сёр­ской ра­боты мэт­ра?

Осо­бен­но при­меча­тель­ным го­дом от­но­ситель­но вы­хода на эк­ран ки­ноп­ро­из­ве­дений, сос­тавляв­ших но­вую вол­ну в со­вет­ском ки­нема­тог­ра­фе, с но­выми ху­дожес­твен­ны­ми и идей­ны­ми ве­яни­ями вы­дал­ся 1962 год. «Де­вять дней од­но­го го­да» Ми­ха­ила Ром­ма, «Ког­да де­ревья бы­ли боль­ши­ми» Ль­ва Ку­лид­жа­нова, «Ива­ново детс­тво» Ан­дрея Тар­ков­ско­го, «Че­ловек идёт за сол­нцем» Ми­ха­ила Ка­лика, «Мой млад­ший брат» Алек­сан­дра Зар­хи, «Гу­сар­ская бал­ла­да» Эль­да­ра Ря­зано­ва, «Кол­ле­ги» Алек­сея Са­харо­ва яви­лись све­жими лу­чезар­ны­ми звёз­да­ми на не­бос­во­де от­те­пель­но­го ис­кусс­тва. Эти кар­ти­ны и се­год­ня пе­реда­ют мо­лодым по­коле­ни­ям дух гу­маниз­ма и все­об­ще­го иде­алис­ти­чес­ко­го об­новле­ния, вдох­но­вения на сме­лые твор­ческие по­ис­ки и ве­ры в свет­лое бу­дущее. Не ос­тался в сто­роне и фильм Ге­ор­гия Да­нелии «Путь к при­чалу» (1962) — ки­нолен­та, ус­ту­пив­шая по­лови­не да­нели­ев­ских филь­мов-поб­ра­тимов на пь­едес­та­ле мас­со­вой из­вес­тнос­ти и ши­роко­го приз­на­ния, но сос­то­яв­ша­яся и зас­лу­жив­шая свою пор­цию зри­тель­ско­го вни­мания.

«Путь к при­чалу» — эк­ра­низа­ция од­но­имён­ной по­вес­ти Вик­то­ра Ко­нец­ко­го, пи­сате­ля, ки­нос­це­нарис­та и ка­пита­на даль­не­го пла­вания. Ра­бота над филь­мом по­ложи­ла на­чало боль­шой друж­бе Да­нелии и Ко­нец­ко­го, ко­торые, од­на­ко, на пер­вых по­рах друг дру­га не­долюб­ли­вали. Дра­матур­га огор­ча­ло то, что ре­жис­сёр в ки­нокар­ти­не ре­шил ак­центи­ровать ос­новное вни­мание на нас­тро­ении и ан­ту­раже, в то вре­мя как в по­вес­ти глав­ное мес­то за­нима­ла ис­то­рия оди­ноко­го и уг­рю­мого боц­ма­на. Да­нелия же воз­не­нави­дел Ко­нец­ко­го, ког­да тот на про­тяже­нии двух с по­лови­ной ме­сяцев, про­води­мых ав­то­рами в од­ной ка­юте на су­хог­ру­зе для изу­чения ма­тери­ала к филь­му, каж­дое ут­ро пел от­вра­титель­ным го­лосом од­ну и ту же пес­ню. Кар­ти­на так­же зна­мена­тель­на на­чалом мно­голет­не­го твор­ческо­го сот­рудни­чес­тва Ге­ор­гия Да­нелии с ком­по­зито­ром Ан­дре­ем Пет­ро­вым. Одоб­ренная ре­жис­сё­ром ме­лодия зву­чащей в филь­ме пес­ни бы­ла три­над­ца­тым по счё­ту со­чинён­ным Пет­ро­вым ва­ри­ан­том; пер­вые две­над­цать ва­ри­ан­тов в даль­ней­шем бы­ли ис­поль­зо­ваны в дру­гих ки­нолен­тах. Не толь­ко «Пес­ня о дру­ге», став­шая со вре­менем шля­гером пос­ле премь­еры филь­ма, но и дру­гие му­зыкаль­ные за­рисов­ки ле­нин­градско­го ком­по­зито­ра, соп­ро­вож­да­ющие ар­кти­чес­кие пей­за­жи и не­затей­ли­вые сце­ны на спа­сатель­ном суд­не «Ко­ла» и ули­цах Мур­ман­ска, соз­да­ют ро­ман­ти­чес­кое нас­тро­ение при де­монс­тра­ции обы­ден­ной, про­за­ичес­кой жиз­ни мо­ряков.

Пе­редан­ный в филь­ме сю­жет по­вес­ти и об­раз глав­но­го ге­роя — не­моло­дого и не­люди­мого боц­ма­на Зо­симы Се­мёно­вича Ро­сома­хи (Бо­рис Ан­дре­ев) — бы­ли спи­саны с ре­аль­ной жиз­ни. Ге­ро­ичес­кие сце­ны при­нятия боц­ма­ном неп­росто­го ре­шения ос­тать­ся с трё­мя то­вари­щами на по­лураз­ру­шен­ном суд­не в силь­ный шторм, тем са­мым об­ре­кая се­бя на ве­ро­ят­ную ги­бель, и пос­ле­довав­шей за этим борь­бы мо­ряков с не­щад­ной сти­хи­ей не столь ин­те­рес­ные и зах­ва­тыва­ющие, как это­го мож­но бы­ло ожи­дать при чте­нии ан­но­тации к лен­те. За­бав­ные фраг­менты с воль­но пе­реме­ща­ющим­ся на суд­не мед­ве­дем, сбра­сыва­ющим 15-лет­не­го убор­щи­ка Вась­ку (Алек­сандр Ме­тёл­кин) за борт, и ви­сящи­ми в воз­ду­хе на подъ­ём­ном кра­не виз­жа­щими свинь­ями нап­ра­шива­ют­ся на то, что­бы рас­це­нивать их как по­пыт­ку «ожи­вить» вни­мание пуб­ли­ки, «под­раз­влечь» зри­теля, наб­лю­да­юще­го обык­но­вен­ные буд­ни мор­ских спа­сате­лей. Сю­да же мож­но от­нести сце­ны с учас­ти­ем сим­па­тич­ной сот­рудни­цы эки­пажа «Ко­лы» Майи (Ада Ше­реметь­ева) и жал­ким и мер­зко­ватым вы­пиво­хой (Ге­ор­гий Ви­цин), ока­зав­шимся с Ро­сома­хой в од­ном выт­резви­теле.

На­ибо­лее же ин­те­рес­ным и цен­ным в филь­ме ма­тери­алом ока­зыва­ют­ся как раз та­ки де­тали, пря­мого от­но­шения к сю­жету не име­ющие, но за­пус­ка­ющие в ра­боту во­об­ра­жение зри­теля. Это про­из­воль­но выб­ранные и не всег­да свя­зан­ные меж­ду со­бой фраг­менты, в ко­торых че­рез нем­но­гос­ловные и при этом ис­черпы­ва­ющие ди­ало­ги, про­из­но­симые в не­на­иг­ранной, ес­тес­твен­ной ма­нере, и прав­ди­вые жес­ты и взгля­ды вы­рисо­выва­ет­ся мно­го­об­ра­зие би­ог­ра­фичес­ких фак­тов, де­ла­ющих за­уряд­ные на пер­вый взгляд пор­тре­ты и судь­бы дей­ству­ющих лиц мно­гоп­ла­новы­ми. Так, ка­питан «Ко­лы» Гас­тев (Олег Жа­ков), по­жилой мо­ряк, по­теряв­ший на вой­не всю семью, в од­ной лишь от­вле­чён­ной ла­конич­ной фра­зе и пе­чаль­ном вы­раже­нии ли­ца вы­да­ёт тра­гедию, сде­лав­шую его на всю ос­тавшу­юся жизнь оди­ноким, и боль, с ко­торой он про­дол­жа­ет жить. Мо­лодой при­дир­чи­вый и яз­ви­тель­ный стар­пом (Игорь Бо­голю­бов), об­зы­ва­ющий про­винив­шихся мат­ро­сов «со­сись­ка­ми» и за­яв­ля­ющий сос­лу­жив­цам о не­целе­со­об­разнос­ти де­неж­ной вып­ла­ты сво­ей же­не, с ко­торой ви­дит­ся со­рок дней в го­ду, с од­ной сто­роны, ка­жет­ся пош­ля­ком, под­счи­тыва­ющим, сколь­ко сто­ит ему сви­дание с же­ной, с дру­гой сто­роны, та­ит в се­бе взыс­ка­тель­ность и дис­ципли­ниро­ван­ность.

Из та­ких же «вне­сюжет­ных» кру­пиц сот­кан и об­раз Ро­сома­хи, то­же, как и его на­чаль­ник, оди­ноко­го мо­ряка-ве­тера­на, ра­зоча­рован­но­го бес­цель­ной жизнью и ус­тавше­го от оди­ночес­тва. Сце­на, где на­пив­ший­ся с го­ря ге­рой пос­ле встре­чи с фрон­то­вым то­вари­щем при­ходит на пус­тынное по­бережье и на­чина­ет но­гами бить по спо­кой­но над­ви­га­ющим­ся вол­нам, весь­ма по­каза­тель­на. В этой ме­тафо­ре вы­раже­на че­лове­чес­кая тра­гедия от по­тери на­деж­ды на не­ког­да со­зер­ца­емое счастье. Про­ис­хо­дящая пос­ле это­го не­ча­ян­ная встре­ча боц­ма­на с Ма­ри­ей (Лю­бовь Со­коло­ва), его воз­люблен­ной, с ко­торой их раз­лу­чила вой­на, и из­вестие, что у них есть сын, от­кры­ва­ют за мас­кой неп­ри­вет­ли­вого и рав­но­душ­но­го ко все­му че­лове­ка у­яз­ви­мую ду­шу, об­ре­та­ющую смысл жиз­ни и не сра­зу сог­ла­ша­ющу­юся на са­мопо­жер­тво­вание ра­ди спа­сения ока­зав­шихся под уг­ро­зой ги­бели лю­дей на ле­сово­зе, по­теряв­шим уп­равле­ние и дви­жущим­ся на ри­фы.

Глав­ное дос­ти­жение филь­ма «Путь к при­чалу» — это, по­жалуй, как в своё вре­мя от­ме­тил из­вес­тный ки­нок­ри­тик и ки­новед Рос­тислав Юре­нев, при­мене­ние но­вого для то­го вре­мени «прин­ци­па ки­нема­тог­ра­фичес­ко­го сю­жетос­ло­жения». При та­ком прин­ци­пе кар­ти­на филь­ма с по­мощью выб­ранных про­из­воль­ным об­ра­зом слу­чай­ных со­бытий рас­ши­ря­ет­ся да­леко за рам­ки про­ис­хо­дяще­го на эк­ра­не и име­ет про­дол­же­ние уже в во­об­ра­жении зри­теля. Дан­ный прин­цип наг­лядно стал при­менять­ся и дру­гими прос­лавлен­ны­ми ре­жис­сё­рами, и са­мим ма­эс­тро Да­нели­ей был так­же ис­поль­зо­ван в ли­ричес­кой ко­медии «Я ша­гаю по Мос­кве» (1963).