Здравствуйте. Хочу сегодня поднять очень сложную тему. Многие учителя и родители стараются избегать обсуждения темы образования детей с ОВЗ.
На 1 января 2018 года в Российской Федерации насчитывалось 655 000 детей с ОВЗ до 18 лет, это 5,6% от общего числа инвалидов. К сожалению, число учеников с ОВЗ растет с каждым годом. Причин этому много, в этой статье мы не будем касаться темы причин увеличения рождаемости детей с проблемами здоровья.
Федеральным Законом от 29.12.2012 (№273-ФЗ) на территории Российской Федерации закреплено право каждого человека на получение образования. В этом же законе указано, что все дети, не зависимо от ограничений возможностей здоровья, имеют право получить образование.
До недавнего времени дети с проблемами здоровья чаще всего обучались в коррекционных школах, которые полностью соответствовали потребностям детей с ОВЗ. Обтекаемая аббревиатура ОВЗ включает в себя несколько типов заболеваний.
во-первых, это дети имеющие проблемы со слухом и речью
во-вторых, проблемы со зрением
в-третьих, заболевания опорно-двигательной системы
в-четвертых, нарушения интеллекта
в-пятых, нарушения поведения
Вот основные группы (но не все) заболеваний детей с ОВЗ. Для некоторых из них требуются особенные условия для обеспечения нормального процесса образования.
С 2016 года наше правительство стало внедрять инклюзивное образование в общеобразовательных школах.
Инклюзивное образование (англ. inclusioon - включение, включающее образование, совместное обучение) - форма обучения, при которой каждому человеку, независимо от имеющихся физических, интеллектуальных, социальных, эмоциональных, языковых и других особенностей, предоставляется возможность учиться в общеобразовательных учреждениях. При этом для инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья создаются специальные условия: перепланировка учебных помещений, адаптированный учебный план, новые методики обучения и оценивания и другие. Так в Википедии дается разъяснение термину "инклюзивное образование".
Очень часто школы просто не готовы принять такого ученика. В нашей стране очень много школ, которые находятся в старых зданиях, в которых трудно обеспечить условия для обучения детей с заболеваниями опорно-двигательной системы. Есть проблемы с оборудованием для детей с проблемами зрения и слуха. Даже с учебниками проблемы! Я для своего ученика так и не смогла получить нужные учебники! Скачивала из интернета и распечатывала! То есть, вот вам инклюзия, работайте, а на помощь администрации района и отделов образования не рассчитывайте.
Наша школа тоже прошла аккредитацию, как площадка инклюзивного образования. Пока детей с ОВЗ в нашей школе мало, но с каждым годом их становится больше. Первыми, кто знакомится с этими детьми, становятся учителя начальной школы. Хорошо, когда учителя сразу знают, какие проблемы у ребенка. Но бывает и так, что родители скрывают от учителя диагноз ребенка в надежде, что "все обойдется". Нет не обойдется! Сейчас прохождения ПМПК добровольно и родители не обязаны знакомить администрацию школы и классного руководителя с заключением и рекомендациями комиссии. Вот так. Большинство родителей таких детей понимают, что в интересах ребенка надо действовать совместно с учителями. Но некоторые родители предпочитают все скрывать. Какой в этом смысл? Они что, стесняются своих детей с медицинскими проблемами? Такие родители не всегда понимают, что делают хуже только своему ребенку.
Мне тоже пришлось столкнуться с такими родителями. В первом классе у меня был ребенок, который оказался плохо подготовлен к школе. Ну, что же, такое бывает и он был не один такой в классе. Потом я стала замечать, что у всех более или менее ровно идет адаптация к школьным требованиям и нагрузкам. Даже те, кто не умел читать, активно стали подтягиваться к общему уровню. Но у одного ученика отсутствовал хоть какой-то видимый прогресс. Я пыталась обсудить проблемы обучения с мамой этого ребенка, но натыкалась на резкую неприязнь и нежелание идти на контакт. В резкой форме мне было сказано, что это я такая плохая и учитель никакой. Может быть. Но тогда, по логике, проблемы с обучением были бы у всего класса, а их нет. Я занималась с ребенком дополнительно, придумывала новые задания, чтобы помочь усвоить программу первого класса. Все было бесполезно. Ребенок очень плохо запоминал и на следующий день уже плохо мог вспомнить и повторить полученный вчера навык. Ну не бывает так у детей, у которых все в норма. В конце первого класса я уже очень жестко поговорила с мамой, что у ребенка серьезные проблемы с обучаемостью и надо разбираться в чем причина. Тут она мне с неохотой созналась, что у ребенка нарушения в интеллектуальной сфере из-за родовой травмы и он с рождения стоит на учете у специалиста. На мое предложение пройти ПМПК и на этом основании перейти на адаптированную программу, она отказалась. Сказала, что все само выравняется. Только перед началом 3 класса она наконец поняла, что своим упрямством вредит своему ребенку, который стал двоечником не по своей вине и очень переживал. Если ребенок не находится на адаптированной программе, то учителя вынуждены ставить оценки такому ребенку на общих основания. Целых два года были потеряны напрасно! С 3 класса, когда мы наконец получили заключение ПМПК, ребенка перевели адаптированную программу, с ним два раза в неделю стал заниматься психолог, добавились некоторые предметы направленные на социальную адаптацию. После этого стали заметны существенные улучшения в усвоении учебного материала.
Хорошо, что мама все-таки решилась поделиться, что у ребенка медицинские проблемы и начала работать вместе с учителем, а не против. В классе к этому ребенку относились очень хорошо, поддерживали, не насмехались. Терпеливо ждали, когда он прочитает по слогам свой отрывок текста и всегда оценивали его усилия. Отмечали, когда он справился хорошо или говорили, что сегодня у тебя получилось не очень хорошо, но ты еще потренируешься и будет лучше. Я была удивлена, что дети из класса с пониманием относились к своему товарищу, хотя я им не говорила, что у него какой-то диагноз. Они сами поняли, что с ребенком что-то не так и относились к нему очень бережно. Оглядываясь на четыре года обучения ребенка с ОВЗ, я поняла, что это был для меня очень полезный опыт. Я почувствовала, что как специалист я стала на одну ступеньку выше, может и на несколько ступенек. Мне пришлось и самой многому научиться, много читать дополнительной литературы, получить дополнительное образование.
И, конечно, я ничуть не удивилась, когда при наборе нового первого класса ко мне обратился директор и попросил взять в класс нового ребенка с ОВЗ с похожим диагнозом, так как у меня уже есть успешный опыт обучения таких детей. Мне было очень приятно, что администрация школы положительно оценила мои старания. Надеюсь, теперь, когда я начну обучать этого ребенка сразу по нужной программе и не потеряю время напрасно, мы покажем лучший результат. Я уже познакомилась с мамой этого ребенка. Хорошо, что она настроена на совместную работу с первой минуты общения.
На мой взгляд, ребенок с ОВЗ в классе может обогатить опыт учителя и поможет развить в учениках терпимость, милосердие, доброту.
И маленькая ложка дегтя. Я не согласна, что надо закрыть все коррекционные школы. Учителя из общеобразовательных учреждений не всегда имеют образование дефектолога и опыт работы в этой области. По закону об образовании, каждого ребенка с ОВЗ в общеобразовательной школе должен вести специальный куратор - тьютер. В реальности тьютеры есть, в основном, в "элитных" школах. В обычных школах даже медицинские работники "оптимизированы", не хватает оборудования в классах. Я новый проектор ждала почти 2 года, а компьютер купила сама, так как не смогла работать на том, что предложила школа. Сейчас, даже если родители и понимают, что в обычной школе их особенному ребенку будет тяжело, у них нет выбора. Даже в больших городах практически не осталось коррекционных школ и попасть в них очень сложно.
Давно пора коррекционные школы вывести на новый современный уровень. Сейчас же даже понятие "коррекционная школа" пытаются искоренить. Если всех детей с ОВЗ отправить в общеобразовательные учреждения и думать, что проблема решена, то получим еще больше проблем. Чтобы ввести полноценное инклюзивное образование, "как в Европе", то и вкладываться надо государству "как в Европе", а не сваливать решение этой проблемы целиком и полностью на школы. Тогда и результат будет "как в Европе". Это мое мнение. А как у вас в школе решается проблема инклюзивного обучения?