Пришло время рассказать как устроен бизнес по выращиванию зеленого лука в условиях большой конкуренции и рыночных отношениях.
Идеей по продаже зелени уже никого не удивишь. Существует много форумов и групп в социальных сетях, посвященных конкретно этой теме, да и ютуб остался не в стороне. Начинающие "фермеры", крупные производственные компании и просто люди со стороны имеют немалый интерес к такому виду бизнеса. Такой интерес обусловлен в сравнительно несложной схеме ведения процесса производства зелени, а так же в постоянном спросе на продукцию. Но если все так хорошо и легко, то почему бы каждому не примерить на себе роль маленького фермера?
В этой статье я постараюсь ответить на самые важные вопросы, на которые я сам в начале производства не смог найти ответы. Остальную же информацию можно легко найти в свободном доступе в интернете.
1. Какая площадь помещения нужны что бы выходить в ноль и выше?
Чем больше, тем лучше - можете вы сказать. Но не все так просто как можется показаться на первый взгляд. Давайте разбираться.
От того насколько правильно подготовлено помещение для выгонки зелени будет зависеть и конечная чистая прибыль.
Малое по площаде помещение будет легко и недорого организовать и что самое главное - дешевле содержать. Необходимо понимать, что для круглогодичного выращивание зелени необходимо бесперебойная подача электроэнергии, воды для полива и производственных нужд, а так же свежего воздуха в производственное помещение. Соответственно чем меньше будет помещение, тем ниже будут коммунальные платежи и расходы на поддержание бизнеса.
Ключевым моментом при выборе помещения необходимо ориентироваться на посевную площадь и на то насколько удобно будет она распределена в рамках одного здания. Самое частое, что я встречал это многоярусные стеллажи в несколько рядов. Такой способ организации производственной площади является самый эффективным в рамках небольшого помещения. Собственно, именно такой формат выбрал я для своего производства.
Помимо того, что таким способом на максимум используется площадь помещения, еще и легко контролировать этапы процессы выгонки пера. При полном комплекте персонала работа организовывается таким образом, что одновременно происходит сбор, полив, обработка и засев лука, что выводит на бесперебойный процесс выгонки пера.
Говоря, про большие площади все будет упираться в размер капитала, который Вы вкладываете в производство. Если в случае небольшой площади Вы сможете за небольшие деньги запустить проект и самостоятельно постепенно вывести его на оборот, то в случае больших объемов производства необходимо изначально вложить крупные суммы. Вам понадобится закупочный материал, инвентарь для рабочей группы и собственно сами работники, которые поначалу будут работать с оплатой вперед.
Конечно, чем больше объемы, тем больше прибыль. Но не стоит забывать и об увлечении рисков на начальных этапах производства. До того, как Ваша ферма выйдет на мощность и будет приносить доход, пройдет достаточно время и убытки будут неизбежны в этот период.
И еще, что хотелось бы добавить на эту тему. Контроль за этапами производства это основополагающая ваша обязанность. Необходимо чётко соблюдать циклы производства, что бы в нужный момент у вас всегда был продукт на продажу. При больших объемах в одиночку трудно контролировать весь процесс, поэтому Вам дополнительно понадобится помощник или доверенное лицо из рабочих, что в свою очередь отразиться и на расходах на зарплату и на вашу чистую прибыль.
Резюмируя по этой теме, выведем следующую схему:
- малые площади подойдут для самых начинающих в этой сфере, так как предполагают сравнительно небольшие затраты на начальные вложения и позволяют самому изучить все процессы производства;
- большие площади подойдут для уже опытных фермеров, которые имеют свою базу знаний по всем процессам выгонки зелени.
От 20 до 80 кв.2 - группа небольших объемов.
2. Как обустроить производственное помещение.
На этапе подготовки помещения необходимо организовать его пространство таким образом, что бы был достигнут баланс между производственной (полезной) площадью и комфортом.
От того насколько правильно организованно помещение будет зависеть скорость и эффективность ваших рабочих.
Необходимо оставить свободное для перемещения между "грядками" место, а так же обратить внимание на высоту ярусов, что позволит рабочим в нормальных для их здоровья условиях выполнять свою работу. Не стоит забывать и об отведении специального места для обработки и фасовки продукции. Красиво упакованные и чистые коробки или килограммовые свертки проще продать чуть выше рыночной стоимости.
При оборудовании помещения главное помнить, что для эффективного роста лука ему необходимо большое количество света и регулярный полив, а так же наличие свежего воздуха.
3. Поставщики посадочного материала
Данный этап для меня оказался самым сложным. Рынок поставщиков очень большой и поначалу не знаешь с кем начать работать. Но, давайте, по порядку.
- Поиск поставщика. Здесь нам помогут такие сервисы как "Авито", "Яндекс" и другие интернет ресурсы, в частности можно выделить сайт "Агросервер", на котором представлены различные предложения от разных поставщиков в вашем регионе и не только.
- Закупка. После того, как мы определились с поставщиком и в зависимости от площади и формы выгонки лука (то есть либо на полях на открытом воздухе или в закрытом помещении с искусственным светом), необходимо выбрать какой сорт подойдет лучше всего. На своем опыте могу выделить 2 сорта, которые оказались наиболее выгодными для выращивания в помещении: египетский и ростовский. Цена на них выше, чем на другие сорта, но в конечном итоге после сбора они дают самый лучший результат. Из минусов это частое их отсутствие в предложениях поставщиков и сезонность.
- Ну и самое главное - необходимо тщательно изучить покупаемый Вами товар. Во первых - как выглядит лук того или иного сорта. В будущем это сильно пригодиться, что бы не попасть на обманы продавца. Во вторых - при покупке большого объема посадочного материала не поленитесь проверить (может быть на каждый мешок, но хотя бы большую часть) на наличии гнили, проростков и на обработку корней луковицы. Не лишним будет и попросить перед покупкой высыпать несколько мешков на проверку объема шелухи и подмешивания других сортов.
Не покупайте через посредников, старайтесь лично приезжать на погрузку товара и придерживайтесь основного правила: "доверяй, но проверяй" и проверяй тщательно.
4. Реализация товара
Большинство подобных "ферм" работают неофициально, поэтому круг мест, куда можно продать свой товар достаточно небольшой.
- Рынок. Это основная площадка для торговли Вашей продукции. Продавцы на рынке делятся на два типа: первые покупают у вас товар сразу за установленную на рынке цену и перепродают уже со своей наценкой; вторые берут у вас товар под реализацию. Я рекомендую договариваться только на первый вариант, так вы обезопасите себя и не понесете риски за низкую выручку у продавца.
Из минусов можно отметить, что цена на покупку устанавливается продавцом самостоятельно в зависимости от сезона и спроса.
- Лавки с овощами и фруктами. Такой вариант более выгодный, но предполагает больше затрат. Связанно это с тем, что такие ларьки не покупают большие объемы товара и в основном это 2-4 килограмма в пару дней. Соответственно для того, что бы продать весь свой собранный урожай необходимо договариваться с десятком точек, что отражается на расходах на доставку.
Зачастую цена за один килограмм выше, чем при реализации товара на рынке. Ларьки покупают по цене, соответствующей отпускаемой стоимости товара на рынке.
- Точки продажи с пирожками и другими готовыми продуктовыми изделиями. Здесь применяются те же правила, что и при работе с овощными ларьками.
Можно сдать продукцию с бракованной упаковкой или не самого лучшего качества.
Такой бизнес подойдет не для всех. Помимо большой конкуренции производство сильно зависит от различных факторов. Среди них: качество закупаемой продукции, благоприятные условия на роста зелени, то есть техническое обустройство помещения, цена и спрос на ваш товар.