Жители из глубинки Коми – деревни Сейты – уже много лет восстанавливают своими силами старинную часовню-храм во имя святителя Модеста, патриарха Иерусалимского. Когда средств на возрождение Божиего дома стало недостаточно, предприимчивые сейтинцы принялись развивать в родной деревне… туризм.
Деревенька моя
Хотя деревня Сейты находится всего в 30 километрах от Сыктывкара, добраться сюда непросто: летом – только на пароме, зимой – через ледяную переправу. С коми языка «сёйты» переводится как «глинистое озеро». И не случайно. Деревня располагается у озера, на берегу которого издавна добывали глину для изготовления кирпичей; говорят, что есть здесь и лечебная глина.
Но жемчужиной деревни считается старинная часовня-храм во имя святителя Модеста, патриарха Иерусалимского. Ее восстановление практически завершено, но в истории деревенской часовни остается еще много неизвестных страниц.
«Достоверных сведений не имеется»
Историю часовни деревни Сейты пытались восстановить священники соседнего Вознесенского храма села Озел еще в 1900 году – но, увы, тщетно. «Когда сия часовня была построена, с чьего разрешения и по каким побуждениям, об этом достоверных сведений и устных преданий не имеется. В ней есть достаточное количество святых икон, и все принадлежности для отправления богослужений: всенощного бдения, часов и молебнов – имеются», – читаю в клировой ведомости озельской Вознесенской церкви. А службы тогда в деревне Сейты совершались в дни памяти святителя Модеста, патриарха Иерусалимского, Казанской иконы Божией Матери и Трех святителей.
В Сейты сохранилось предание, что строили часовню зодчие из Санкт-Петербурга – Яков и Павел, фамилия одного из них была Рыж. Сведения эти сообщил своему внуку, Семену Елфимову, его дедушка – деревенский псаломщик.
А почему часовню в глубинке Коми посвятили патриарху Иерусалимскому Модесту? Сотрудник Национальной галереи Республики Коми Наталия Плаксина считает, что связано это со случаями падежа скота в деревне, поскольку святитель Модест почитался как покровитель домашних животных и избавитель их от болезней. Уже в наши дни в часовню была возвращена икона, спрятанная в богоборческие времена в доме у одной из жительниц деревни, на которой были изображены в центре святитель Модест, а по сторонам – священномученик Власий, епископ Севастийский и святая мученица Анастасия Рымляныня. Все эти святые считаются покровителями домашнего скота.
– Этот образ, думаю, и считался храмовым, – говорит Наталия Евгеньевна.
Находчивые сейтинцы
Староста часовни-храма Любовь Петрова рассказывает:
– Моя бабушка, Александра Ивановна, поведала мне, что народ в нашей деревне верующий был. В 4 утра поднимались и шли в часовню помолиться, потом работать, а в 8 утра уже собирались на утреннюю службу. Несколько раз в год проводились крестные ходы по всей деревне. А после 1930 года часовню уже закрыли. Но моя бабушка рассказывала, что еще в 1930 году тайно венчалась здесь при закрытых ставнях.
В Национальном архиве Республики Коми мне удалось отыскать сведения о том, как жители деревни Сейты пытались добиться открытия и своей часовни, и храма в соседнем селе Озел в 1933–1934 годах. Люди, живущие тогда в непроходимой лесной глуши, начинают свое письмо ни больше ни меньше как: «Москва. Кремль. Центральный исполнительный комитет ВЦИК».
«Наше население находится в отдалении от города Сыктывкара и других сел среди непроходимого леса… Мы лето и зиму работаем в лесу на советскую власть: зимой – на срубе леса, а весной и летом находимся на сплаве… А нам приходится жить без удовлетворения религиозных треб – без крещения младенцев, без отпевания умерших, напутствия больных… Наш сельсовет нас запугивает высылкой и ссылкой из нашей местности, кто начнет ходатайствовать и хлопотать об открытии церкви», – пишут жители деревни.
Письмо подписали 184 человека. Но в ходе проверки подлинности подписей выяснилось, что среди ходатайствующих об открытии часовни и Озельской церкви были на тот момент и уже давно умершие жители, и те, кто и вовсе не проживал в этой местности, а иные сейтинцы подписали письмо два раза. Несмотря на то, что хитрость жителей деревни Сейты была разоблачена, их доводы в Москве показались убедительными.
«Закрытие церкви нам непонятно. О решении подробно сообщите», – пишет ответственный секретарь комиссии по вопросам культов ВЦИКа Воробьев в г. Сыктывкар – в районный исполнительный комитет (РИК). А через некоторое время секретариат ПредВЦИКа даже присылает первое напоминание Сыктывкару – РИКу, незамедлительно требуя результат по делу граждан деревни Сейты об открытии церкви.
«В деревне Сейты не церковь, а просто деревянная часовня, – вынужден оправдываться заместитель секретаря областного исполнительного комитета Захаров. – Озельская церковь совершенно со стороны с\совета не закрывалась и числится за верующими. Церковь обществом верующих не используется уже несколько лет из-за отсутствия служителей культов, что Вам и сообщается».
В выписке из протокола № 59 заседания президиума Коми областного исполнительного комитета от 22 марта 1936 года читаю уже о том, что: «Постановили: удовлетворить ходатайство Сыктывдинского райисполкома церковь в с. Озел ликвидировать, освободившееся культовое имущество передать в распоряжение с/совета для использования под клуб».
В часовне деревни Сейты долгие годы находился зерновой склад местного совхоза.
Всем миром
– Я работала еще социальным работником в деревне Сейты и каждый раз, проходя мимо нашей часовни, думала о том, что если она разрушится, то грех будет на нас, наших детях и внуках, – рассказывает Любовь Петрова.
И однажды Любовь Валентиновна предложила землякам восстановить часовню. И не только предложила, но и всех сподвигла на это. Общественница деревни Сейты Ольга Беляева добилась, чтобы общине верующих деревни передали здание часовни, принадлежащее местному совхозу. Но в самом начале Любовь Валентиновна вместе с внуками, вооружившись лопатами и вениками, вычистила метровый слой гнилого зерна. Потом гнилые доски убрали.
С большой теплотой сейтинцы вспоминают сегодня экс-главу сельского поселения «Озел», в состав которого входит деревня Сейты, Елену Доронину.
– Если бы не наша глава, мы бы не восстановили храм. Инициатива помощи всегда от нее исходила. На лето в администрацию сельского поселения были трудоустроены безработные жители деревни, которые занимались восстановлением часовни. Они провели косметический ремонт внутри здания и поменяли нижние венцы, которые уже сгнили, так что часовня стала «сползать» вниз.
– Наши мужики дедовским способом поднимали часовню. Такие умельцы оказались, хотя и все пьющие, – вспоминает время восстановительных работ Ольга Беляева.
Печалится Ольга Модестовна только о том, что не удалось сохранить часовню в первоначальном облике:
– Ведь она еще красивее была, но когда делали крышу, то все украшения убрали, и часовня стала ниже. И на колокольне теперь нельзя выпрямиться во весь рост.
Все жители деревни участвовали в восстановительных работах – выходили на работу, когда могли.
– Когда узнали о том, что мы возрождаем часовню, нам стали помогать бывшие жители Сейты. Они приезжали на лето в деревню и жертвовали иные по 10 тысяч рублей на восстановление местной святыни, – продолжает свой рассказ Ольга Модестовна.
Жителям деревни удалось восстановить часовню, теперь ее именуют часовня-храм, так как в ней имеется алтарь и можно служить Литургию. Но службы проводятся в часовне-храме только в летнее время.
О посещении деревни Сейты участниками проекта «Общее дело» Ольга Модестовна сегодня вспоминает с улыбкой:
– Выходят из машины семь человек – юноши и девушки; у них рюкзаки такие огромные за плечами, выше их самих. И они говорят, что приехали нашу часовню восстанавливать. «Ладно, пойдемте, посмотрите нашу часовню», – приглашаю я их. А как они вошли внутрь, так и ахнули – все уже восстановлено! Мы наших гостей в Народный дом пригласили, угостили ребят, оставили ночевать, а наутро они поблагодарили нас, сделали зарисовки нашей часовни, сняли ее размеры и уехали. А через некоторое время мне пришло приглашение в Москву – принять участие в торжестве по случаю 10-летия проекта «Общее дело. Возрождение деревянных храмов Севера». И я поехала!
С восстановления часовни началось и возрождение деревни Сейты.
– Нам стало не хватать средств на восстановление часовни, и я предложила показывать наши красивые места, чтобы заработать деньги и передать их на благое дело, – рассказывает Ольга Модестовна.
Туризм по-сейтински
А показать сейтинцам есть что! Но нужно было немного поучиться.
– Это в 2015 году началось, когда в нашем районном центре, в селе Выльгорт, открыли туристский центр, – рассказывает руководитель информационно-туристского центра Сыктывдинского района Коми Ольга Торлопова. – И наш менеджер Светлана Тюрнина написала проект «Активная старость Сыктывдина», который получил грант фонда «Добрый город Петербург». Мы собрали тогда по всему нашему Сыктывдинскому району активных пенсионеров, которые занимаются краеведением, и провели обучающие семинары о том, как правильно составить экскурсионный маршрут, как подготовить его паспорт. Так, в Сыктывдине удалось организовать 10 экскурсий; путешествие в деревню Сейты получило название «Парное молоко».
А два года назад прихожане часовни-храма святителя Модеста деревни Сейты создали территориальное общественное самоуправление (ТОС), которое возглавила Ольга Беляева.
Интересна судьба и самой Ольги Модестовны. Ведь Сейты – это даже не ее родина, но здесь жили и похоронены ее близкие по материнской линии.
– Мой дедушка окончил четыре класса церковноприходской школы, даже сам учителем работал в Сейты. Когда жить в деревне стало трудно, он разобрал свой двухэтажный дом и перевез его в Сыктывкар. Здесь мама и познакомилась с моим отцом, Модестом Модестовичем, которого из Саратова направили в Сыктывкар, – он работал здесь инженером-механиком. В Сыктывкаре, только в нашем родовом деревенском доме, родилась и я, – рассказывает Ольга Беляева.
Ольга Модестовна много лет проработала воспитателем детсада, а выйдя на пенсию, вернулась на родину своей мамы. Сама же моя собеседница считает, что это святой Модест, как покровитель их семьи, привел ее восстанавливать деревенскую часовню.
В 2017 году ТОСовцы под руководством Ольги Беляевой получили грант в размере более полумиллиона рублей на развитие проекта «Туристский маршрут “Парное молоко”» в конкурсе Фонда Геннадия Тимченко «Культурная мозаика малых городов и сел». И работа закипела! На полученные средства сейтинцы обустроили деревенский родник, который уже освятил священник, заказали сруб для купальни, очистили старый колодец Сейты, приобрели велосипеды для гостей деревни.
Еще одна радостная новость: ТОС деревни Сейты стал победителем второго конкурса на получение Президентских грантов в 2018 году. Прихожане часовни-храма и активные общественники выиграли 473 900 рублей на создание уличного тренажерного комплекса под навесом «ФизКульт». Кроме этого в Сейты продолжаются восстановительные работы дачного дома Н.М. Дьяконова.
Известный советский драматург, режиссер, автор пьесы «Свадьба с приданым» Николай Дьяконов в Сейты провел последние годы своей жизни. Супруга писателя Мария Степановна – родом из этой деревни. Со времен жизни в Сейты Дьяконовых здесь осталась их дача, которую в рамках работы местного ТОСа сейчас восстанавливают, чтобы тоже открыть для посещения туристами.
А в родовом доме Марии Степановны Ольга Беляева еще в 90-х годах прошлого столетия открыла Народный дом, в котором организовала досуг для деревенских жителей: библиотеку, гостиницу для туристов и музей крестьянского быта.
– Ходила я по свалкам, по домам сейтинцев и собирала старинную посуду, мебель для нашего музея, – вспоминает она.
Здесь в качестве экспоната появился даже свой старинный ткацкий станок. Но вот не осталось уже в живых мастериц. Помочь сейтинцам возродить старинный промысел помогла специалист из дома ремесел села Выльгорт «Зарань» Тамара Гилева. В руках Тамары Васильевны старинный станок «ожил». Мастерица заправила его нитями основы и стала обучать ткачеству и местных жителей, и туристов.
– Конечно, не всё сразу вышло гладко, но принципы тканья узорной дорожки были всеми желающими освоены, – рассказывает Ольга Беляева.
Приезжали в Сейты и сотрудники Сыктывкарского литературно-театрального музея имени Николая Михайловича Дьяконова и помогли оформить в Народном доме стенд, посвященный драматургу и его знаменитому творению – пьесе и кинофильму, снятому по мотивам «Свадьбы с приданым».
А сегодня Народный дом, открытый в прошлом столетии, стал одним из этапов туристического маршрута в деревню Сейты.
Здесь, в Народном доме, в зимнее время сейтинцы собираются на встречу с батюшкой. Священников приглашают из окрестных сел и деревень.
– Перед приездом батюшки в течение нескольких дней топим в Народном доме печку, оповещаем всех прихожан, – рассказывает Любовь Петрова.
«Батюшка приехал!»
Одно из таких путешествий в зимние Сейты я совершила вместе с настоятелем храма во имя Ксении Петербургской деревни Визябож игуменом Игнатием (Бакаевым). Батюшка подъехал сначала к часовне-храму святителя Модеста, около которой уже собралась немногочисленная община деревни Сейты, к ним присоединились и несколько прихожан из соседнего села Озел – отец Игнатий привез их с собой. «Батюшка приехал!» – слышалось отовсюду. Возможность участвовать в церковных Таинствах и пообщаться со священником – для деревенских жителей ни с чем не сравнимое счастье. Так как тогда шло время Великого поста, жители пригласили священника для проведения таинства соборования, но в Народном доме деревни Сейты оно продолжалось более трех часов. Связано это было и с состоянием здоровья уже немолодого батюшки, которому требовался отдых, но это время отец Игнатий заполнял пояснениями к евангельским чтениям. Завершилось таинство продолжительной проповедью.
А после беседы батюшки с прихожанами откуда-то возникли столы, которые быстро заполнились яствами. Именно тогда я и попробовала знаменитые сейтинские колобки, которые уже стали гастрономическим брендом деревни и тоже помогают в благом деле восстановления часовни.
Секрет Тамариных колобков
– Колобки такие выпекаются в столетней печи, – интригует Ольга Беляева.
Конечно, я в свой второй приезд в Сейты побывала в гостях у прихожанки часовни-храма святителя Модеста Тамары Лыткиной и увидела ту самую русскую печку, в которой рождается чудо-выпечка.
При мне Тамара Валентиновна вынимает румяные колобки из печи и подает на стол. А попробовав их, уже не можешь оторваться.
– Ну почему они такие вкусные? – пытаюсь выведать у хозяйки секрет.
– Да не знаю я! – отмахивается Тамара Валентиновна, а потом сдается:
– Готовлю я их на воде. В тесто кладу ложку соли, две ложки сахара, стакан растительного масла, две пачки дрожжей, муку – вот и весь рецепт!
– А вкусно так получается потому, что в русской печке наши колобки пекутся, – наконец объясняет Любовь Петрова. – В печке они готовятся очень быстро, 5–10 минут. Поставили их в печь, они снизу пропеклись, потом закрыли печь, и они сверху подрумянились. А в микроволновке вы будете их печь 20–30 минут, и они твердые получатся. Традиционные коми-пироги – рыбники – час готовятся в русской печи, но особенно вкусны наши пирожки с грибами.
– Туристы, когда попробовали наши пирожки, сказали, что никогда таких не ели, и это наш бренд! – с гордостью за сейтинских хозяек отмечает Ольга Беляева.
А знакомство со столетним домом и настоящей русской печкой только усиливает впечатление, произведенное кулинарными шедеврами сейтинских мастериц. Пользуясь радушием и гостеприимством хозяйки, прошу разрешения на секундочку подняться и на печку. Для меня было большим счастьем заглянуть в неведомый надпечный мир, где все еще живут прабабушкины сказки. Конечно же, и мои спутники не смогли отказать себе в удовольствии побывать на русской печке. А растроганная хозяйка даже предложила сделать свой дом одним из пунктов для посещения туристами.
– Этот дом ведь 10 лет пустовал, – удивляет нас Тамара Валентиновна. – Здесь жил родной брат моего прадеда Михаила. Я однажды пришла сюда, и мне так понравилось, что я решила сюда переехать. Сделала ремонт, перевезла в большой просторный хлев скотину, а были у меня коровы, бычки, куры, свиньи и даже лошади. Сейчас по состоянию здоровья пришлось отказаться от ведения собственного хозяйства…
Это в будущем может оказаться серьезной проблемой для моих героев, активно развивающих туризм в родной деревне. Напомню, что туристический маршрут в Сейты получил теплое название «Парное молоко».
– Ведь мы еще и молоком наших гостей поим – топленым и парным, – объясняет Ольга Беляева.
Историческая личность
Но сегодня только три сейтинских жительницы содержат свое хозяйство. И одна из них – Елена Дмитриевна. Ей 92 года, а она все еще многие виды работ по хозяйству выполняет сама. В том числе и сама делает знаменитое сейтинское масло, которым щедро угощает своих гостей. Намажешь таким маслом булочку, съешь – и весь день сыт потом. Я не стала выпытывать секреты изготовления такого масла, уж слишком интересна была сама моя собеседница.
Елена Дмитриевна восседала на своем стуле, как троне, и не подумаешь даже, что эта женщина пережила тяготы военных лет в деревне Сейты и у нее вообще не было детства. С 14 лет она уже работала в лесу: валила лес тонкой пилой, которую могли удержать девичьи руки, трудилась сучкорубом, вывозила лес на лошадях. После войны телятницей работала и несколько лет трудилась бригадиром в местном совхозе…
Ко всем прочим достоинствам моей собеседницы можно добавить, что Елена Дмитриевна воспитала двух дочерей, которые не покинули родную деревню. С Еленой Дмитриевной живет дочь Ольга, она и помогла мне перевести с коми языка рассказ своей мамы о временах, когда еще в Сейтах действовала часовня.
А Елена Дмитриевна узнала эти подробности из воспоминаний своих родных.
– Когда рушили часовню, то люди спасали иконы. В нашем амбаре тоже были спрятаны большие иконы, мы их потом отдали: одну – в храм села Озел, другую – в нашу часовню-храм. Чтобы иконы не обнаружили безбожники, из них местные жители делали даже сундуки, – вспоминает Елена Дмитриевна.
Поведала моя собеседница и о том, как жители деревни Сейты противились советской власти и продолжали звонить в колокол даже тогда, когда в часовне уже зерновой склад был. Пережил колокол и годы Великой Отечественной войны, а потом бесследно исчез…
– У вас тоже дома столько старых икон! – не могу скрыть своего удивления.
– А эти святыни не из нашей часовни, они остались от моих бабушки с дедушкой, – рассказывает Ольга. – Собираюсь в скором времени отвезти наши семейные реликвии в город, в музей, на реставрацию…
Так турмаршрут «Парное молоко» принес намного больше впечатлений, чем только дегустация местных лакомств и любование местными красотами. Главное в деревне – это все-таки люди уникальных судеб и сокровища их памяти, надо лишь немного приложить усилий, чтобы эти «богатства» открылись тебе.
Но будет ли жить деревня?
– Такую экскурсию удается провести несколько раз в год. Ее стоимость 1200 рублей. Но благодаря этому турмаршруту мы смогли поднять часовню! – восклицает Ольга Модестовна. – Осталось завершить немного: утеплить пол и железом покрыть крышу и купол. К сожалению, такого специалиста в деревне Сейты уже не осталось, и его надо будет приглашать из другого села.
Во время моего путешествия в зимние Сейты меня интересовал еще один вопрос: будет ли жить деревня?
Да, поехали в глубинку Коми туристы сегодня со всей России, а в гостевой книге Народного дома я обнаружила отзыв даже на японском языке. А на днях в турмаршруте «Парное молоко» принял участие аргентинский дирижер Рамиро Ариста. И тем не менее…
– Нет, не думаю, что деревня возродится, – вздыхает Ольга Модестовна. – Если туризм будем развивать, то потихоньку территория Сейты обустроится, облагородится. Правда, молодежь, покинувшая деревню, уже не возвратится. Но она и без деревни жить пока не может – вот и приезжает на свою малую родину за продуктами, полюбоваться природой, глубоко вдохнуть чистый воздух Сейты. А вот остаться жить здесь и вести свое хозяйство уже не получится у наших деревенских горожан…
А Любовь Петрова считает, что родная деревня будет жить. Потому что полюбилось это место на берегу глинистого озера дачникам и на лето они переезжают в Сейты.
А еще поехали к святителю Модесту в глубинку Коми паломники со всей республики, чтобы увидеть главное чудо святого – чудо возрождения умирающей деревни.
Наталья Прокофьева.