В предыдущих частях статьи мы разбирались, как фактор нестабильности влияет на развитие страны. В подтверждение влияния фактора нестабильности на развитие мы рассмотрели историю развития стран Европы и России с момента краха Римской империи до наших дней. Продолжим рассмотрение взаимоотношения факторов нестабильности и развития в современном мире. Начнём с эпохи Глобализма – время, когда после распада Советского союза, США не имела конкурентов на международной арене. Это интересное время для специалистов по управлению, желающих использовать в стимулировании развития фактор нестабильности.
1 Стартовые условия
Противостояние США и СССР поддерживало соперничающие группировки в тонусе. Несмотря на примитивные хозяйственные отношения, разрушительную идеологической мотивацией промышленную политику, на протяжении долгого времени СССР удавалось поспевать за техническим уровнем Запада, особенно в оборонной сфере, в стратегически важных отраслях – энергетике и машиностроении. Хорошая инженерная школа позволяла компенсировать технологическое отставание изобретательностью.
США, не имея практически конкуренции, из-за слабости в послевоенный период экономик стран остального мира, став глобальным монополистом во многих прибыльных отраслях хозяйственной деятельности, особенно в финансовой сфере, утратил интерес к инновациям. Соперничество с СССР стимулировало американский бизнес высоких технологий. Причём удалось решить проблему закостенелости монополистов. Финансовые возможности позволяли американским компаниям нанимать лучших профессионалов по всему миру, которые проявили себя в своей стране в условиях конкуренции за американский рынок труда.
Европа и Япония, восстанавливаясь после войны в тех рамках, которые им предоставили США, успешно развивали свои технологии, но в силу вассальной зависимости от США, вынуждены были встраиваться в экономическую модель поставок в США всего спектра менее престижной и прибыльной продукции. Тем более, что Америка их всегда держала на долговом крючке. США подавляюще доминируют в финансовых услугах в информационной и вычислительной технике, в оружейном бизнесе, космосе.
Политическое соперничество США и СССР благотворно сказалось на развитии Китая, который имел возможность копировать и советские технологии и Американские, после того, как США сделали Китай своей фабрикой по производству товаров широкого потребления. Сейчас экономика Китая считается равной Американской, быстро сокращая своё отставания в новейших технологиях. Правда пока, основные успехи достигнуты за счёт нелегального копирования чужих разработок. Показательно, что, при общем упадке экономики, Россия умудрилась разработать такие технологии и изделия, которые опережали и Американские, и чьи-либо ещё, включая Китай. И это не только космос, авиация, ядерная промышленность, где всё можно списать на хороший советский задел. Самым удивительным образом программные продукты российских разработчиков оказались востребованными. Хотя, с другой стороны, где ещё можно проявить себя инженеру без перспективы хорошего карьерного роста, как ни в сфере, где кроме собственных мозгов не нужен ни стартовый капитал, ни сложное оборудование.
2 Перемены в США. Тенденции структурных перемен в администрировании и хозяйственных отношениях
Развал СССР нарушил равновесие соперничества, стимулирующее инновации. Имея возможность экстенсивного расширения своего влияния, на постсоветское пространство и на страны третьего мира, чья независимость держалась на возможности балансировать на границе интересов глобальных игроков, США утратила интерес к реальному техническому перевооружению. Уверенность в непоколебимости своего геополитического положения разбалансировал механизмы управления политическими процессами в администрации Белого дома. Он пошёл по пути примитивизации деловых отношений. Действовать, как слон в посудной лавке, стало обыденным поведением Вашингтонских политиков. Иллюзия что всё настолько хорошо, что Америке и делать ничего не надо, в какой-то момент рассеется. Желание сателлитов отдалиться от, пусть и грозного, непредсказуемого партнёра, станет главным трендом в международных делах.
Вера в свои совершенство и непогрешимость всегда разрушала империи. Смешно считать, что Соединённые Штаты будут исключением.
Причём это касается не только администрирования и политики. Хозяйственные отношения тоже теряют эффективность. Уже сейчас вызывает сомнение способность США угнаться за техническим перевооружением оборонного комплекса России, с неблагополучной структурой, нестабильной экономикой последней. Невероятные финансовые возможности уже не способны дать нужного эффекта для достижения необходимых результатов. И это только начало. В отраслях, где Америка считалась и считает себя лидером, другие страны будут выходить на передовые позиции. Курс на торможение своих конкурентов противоправными действиями, вообще самоубийственен. Не надо считать, что в тысячелетних империях вроде Рима и Византии замена методов управления с репрессивных на либеральные, стимулирующие самосознание, происходило по глупости или лени. Кто серьёзно относится к гуманизации общества, стремлению построению более справедливых правовых отношений, просуществует несоизмеримо дольше.
3 Перемены в управлении, администрировании и хозяйствовании в России
К сожалению отказ от Советской идеологии не помог переформатировать бюрократию советских традиций. Ещё в застойный период чиновничество занималось больше проблемами своего благоустройства, чем государственными задачами, за провалы которых уже и ответственности никто не нёс. Пресловутая кузница партийных кадров сформировала ту элиту, которая и без внешних врагов растащила наследство державы по своим национальным норам. Самые проворные из ленивой советской бюрократии «вписались» в процесс реформирования, где за «стеклянные бусы» колонизаторов распродавались ресурсы страны. Молодые либеральные реформаторы просто оказались самой подходящей ширмой для растаскивания госсобственности по своим карманам. Могла ли Россия рухнуть, как другие цивилизации, в которых деградировала аристократия? Могла. Но, как я уже говорил, удача или крах авантюр процесс случайный. А Россия слишком большое и ресурсное место для экспериментов. За 30лет очередного метания в новых заблуждениях позволили всё-таки привести общее состояние мозгов к более правильному пониманию и проблем управления и хозяйственных процессов.
Главное, чего удалось достичь – ротация регионального управленческого звена. Наконец-то избавились от болтливого выборного продукта.
Напомню слова президента в обращении к Федеральному собранию о том, как система управления страной должна решать проблемы ротации:
Мы должны создать систему …Систему, обеспечивающую в том числе сменяемость тех, кто находится у власти или занимает высокое положение в других сферах. Такое обновление – неотъемлемое условие для прогрессивной эволюции общества и пусть не безошибочного, но стабильного развития, когда незыблемым остается главное – интересы России.
К слову, уже сейчас найдена очень перспективная схема селекции руководства регионов. Сначала кандидат от центральной власти исполняет обязанности губернатора, как временно исполняющий, а потом идёт на демократические выборы на равных условиях с другими кандидатами. Если уж на этих выборах народ не поленится «прокатить» чужака, значит с кадровой политикой в центре не всё в порядке. Это гораздо эффективнее борьбы «котов в мешке» хоть от оппозиции, хоть от власти. Принцип обратной связи с народом здесь работает по-настоящему. И запутать избирателя в хитросплетении демагогии политических конкурентов, при реальных делах и успехах слишком сложно.
Случились подвижки и в работе Правительства. Несмотря на доминирование либеральных представлений в экономике, в кабинете министров всегда оставалось влиятельная группа «государственников», чиновников, лоббирующих курс государственного участия в развитии экономики. Как правило, это были люди, сделавшие карьеру в хозяйственной сфере, из промышленности. Они хорошо разбирались в производстве и технических вопросах. Они помогли важным отраслям экономики остаться на плаву при том скудном финансировании, которое сложилось в результате следования макроэкономическим принципам, столь же антинаучной теории, что и политэкономия марксизма. В отличии от советской экономики страна научилась не «закапывать» все свободные средства в провальные проекты. Теперь многие начинания с господдержкой довольно успешны, если не экономически, для этого в экономике должен быть гораздо больший денежный оборот, то в нахождении эффективных технических решений, в выпуске конкурентоспособной продукции. Возможно соперничество либералов и «государственников» пошло на пользу системе управления, так как держит членов кабинета министров в тонусе. Хотелось бы, чтобы от либеральных ортодоксальных идей специалисты по финансам перешли бы к более реальным представлениям о движении капитала и организации денежного обращения. А «государственники» научились не только действовать через госкорпорации, но и создавать условия для нормальной работы частного бизнеса. Монополизм, зарегулированность административного управления по-прежнему мешает развитию. По-прежнему желание чиновников не терять контроль в своей сфере деятельности тормозит прогресс. Малый и средний бизнес, в заботе о котором клянутся все политические силы, по-прежнему под административным прессом коррумпированного административного ресурса. А монополисты без конкуренции с бизнесом на рисках инноваций, которым живут малые и средние фирмы, сами развиваться не будут.
Примитивная модель советской экономики, с её практически эквивалентной рабскому отчуждению результатов труда от работника противоречит как законам хозяйственного развития, так и тенденциям построения стабильного государства с заботой о гражданском обществе и человеческом достоинстве. И от этой модели мы не ушли в результате либеральных реформ. Даже скорее усугубили её совершенно бандитским переделом собственности, узаконенным под шумок реформирования. Не всякая частная форма эффективней государственной. И уж точно, собственность, доставшаяся легко и случайно, а не эффективным тяжёлым трудом в условиях конкуренции.
Успехи в регулировании через правовые механизмы пока отрицательные. Причём негативно сказалось внедрение Западного, так называемого «независимого» правосудия. Теперь несправедливые, неправовые решения выносятся не только в пользу чиновников, от которых, якобы, должна спасать «независимость» судов, но и бандиты, которые именно в силу бесконтрольности судейских чиновников, могут продавливать через них свои интересы.
В целом противостояние Глобализму, как любое условие нестабильности, даёт свои плоды. Причём важны не столько количественные показатели производства товаров и услуг, да ещё выраженные в долларах. Вероятность катастрофических последствий грядущих изменений, в которых нуждаются хозяйственные отношения в нашей стране, с учётом опыта 90-х годов, в современных условиях выглядит минимальной. Важна гибкость и быстрота перестройки механизмов хозяйственного регулирования. Всё как в песне из фильма «Айболит -66» - это даже хорошо, что пока нам плохо.
4 Перспективы противостояния глобализму.
В современных условиях, когда технические средства позволяют делать серьёзные вещи, которые совсем недавно были возможны в производстве только крупных промышленных предприятий, малые предприятия стали настоящим двигателем прогресса.
Крупные предприятия, с признаками монополизма, не склонны развиваться сами, и не дают развиваться потенциальным конкурентам в виде малых и средних предприятий. Это мы хорошо видим на примере постсоветской экономики, в которой избыточная монополизированность, доставшаяся нам в наследство от плановой системы, не только не была преодолена, но даже усугубилась, так как в конкурентной среде, в том виде, который соответствовал представлению либеральных реформаторов, малый и средний бизнес защищать стало некому. В экономиках развитых стран, избежавших радикальных коммунистических хозяйственных экспериментов, в результате естественной эволюции сформировалась, более-менее, гармоничная система хозяйственных отношений, где крупный бизнес, использует инновации, которые хорошо генерируются в среде небольших предприятий в виде, например, стартапов.
Формально и в нашей стране пытаются реализовывать механизмы стартапов, технопарков, грантов и прочее. Но этому сильно мешает бюрократия, с её привычками к примитивным, раннефеодальным формам отчуждения чужого труда. С коррупцией, с злоупотреблением властью у нас пока бороться не научились. Для этого надо также серьёзно подвергнуть ротации правоохранительный и особенно судебный аппарат, как это происходит с губернаторским корпусом. Покоя и стабильности в этой сфере администрирования не должно быть долгие годы становления новой антиглобалисткой экономики.
5 Заключение
После изучения действия механизмов нестабильности на развитие государства и его экономики, проверки влияния факторов нестабильности на развитие в историческом прошлом Европы, от падения Римской империи до наших дней, можно сделать определённые выводы, как действовать государственному управлению, чтобы фактор нестабильности работал на развитие страны, а не вёл бы к её краху. Об этом в следующей части статьи.