Найти тему
Андрей Песоцкий

Москва-Минск. Что нужно было делать?

Разгоревшийся с новой силой конфликт между Москвой и Минском травматичен для значительной части общества, поскольку разделил на сторонников РФ и РБ людей со схожими взглядами и системой ценностей. И Путин, и Лукашенко обращаются к ценностям Великой победы, как системообразующим, играют на советской ностальгии, имеют репутацию консерваторов, которые не пустят сюда гейропские вольности.

И тот и другой соревнуются в звании последнего диктатора Европы, то есть человека, который, как полагают многие, может показать сильным мира сего кузькину мать.

Излишне говорить, что белорусы и великороссы говорят на русском языке, очень близки культурно и т.д.

Наконец, нас объединяет Союзное государство – наиболее крепкое и глубокое внешнеполитическое объединения и для той, и для другой страны.

Всё вышесказанное приводит к тому, что люди с похожей идентичностью доказывают, что именно РФ или именно РБ в большей степенью является Россией (второй вариант – наследником СССР, претендующим хоть в какой-то степени на разумное, доброе, вечное на осколках красной державы).

Грустно наблюдать происходящее, в котором по-разному виноваты и Москва, и Минск. Если основная вина Батьки перед русской судьбой даже не в том, что он излишне строптив в отношениях с Кремлем, а в том, что тихой сапой поддерживает змагарскую белоруссизацию, медленно, но верно выдавливая общерусское начало, то на ошибках Кремля (ошибках ли?) остановимся подробнее.

Во-первых, Кремль не предложил белорусам никакого образа будущего, никакого привлекательного проекта, каким был СССР. Кремль не может дать соседям чего-то принципиально превосходящего их незалежность - ни для мозга, ни для сердца, ни для желудка. Заменить газпромовскими мародерами Батьку, сохранившем советские санатории и прочую социалку? А кому от этого станет лучше, кроме самих мародеров?

Во-вторых, Кремль не использует «культурной мягкой силы» даже в той степени, в которой его можно вести без формирования большого объединительного проекта (для лилипутов – это невыполнимая задача космической сложности). Даже усилиями российского МИДа и организация наподобие «Россотрудничества» можно было давно создать в Белоруссии русскую силу, выступающую за объединение с Россией. Многими годами, даже десятилетиями, готовить общественное мнение, привязывая газовые контракты, кредиты и прочие поблажки для Лукашенко к развитию русских культурных центров, переходу к российским учебникам истории в школе, присутствию пророссийских партий в белорусском парламенте. Русская партия оказывала бы воздействие на Лукашенко, вынуждая его все более интегрироваться c РФ и была бы готова всегда дать по зубам бел-чырвона-белым националистам, которые электорально были куда менее состоятельны, чем силы, нацеленные на дружбу с РФ .

Ничего этого нет. То, что надо дружить с народами соседских государств, а не с их властями, в Кремле не поняли. Точнее говоря, не захотели понять. В итоге ситуацию зашла в цугцванг, где каждый ход ошибочен. Говоря о взаимоотношениях Москвы и Минска приходится лишь высокопарно рассуждать категориями мечты, утопии, мегапроекта, что уже тревожный симптом. А реальная жизнь, в которой дельцы рубятся за Белоруссию, приземленная и гадкая. Хорошо, что это не кровавая жизнь. Пока что.

Андрей Песоцкий