Пусть, например, известно, что максимальные нагрузки на самолет действуют в периоды взлета и посадки. Нормальный рейсовый самолет летит из Москвы в Томск без промежуточной остановки, то есть один раз взлетает и один раз садится. Экспериментальный же самолет, который испытывается в таком рейсе, снизится и вновь наберет высоту несколько раз, то есть выполнит с точки зрения перегрузок много рейсов. За несколько таких полетов он может «использовать» весь свой запас прочности, и исследователи установят, какова долговечность самолета, сколько рейсов он сможет сделать до того, как начнется износ.
Широко используется и практика введения так называемых самолетов-«лидеров». Это обычные серийные самолеты, но значительно опережающие по износу, по количеству часов, проведенных в воздухе, по количеству взлетов и посадок своих «собратьев».
Моделируются и аварийные ситуации. Опытные пилоты-испытатели ведут самолет со специально выключенными двигателями, изучая поведение его при отказе моторов. Данные этих испытаний потом используются и конструкторами, и пилотами Аэрофлота.
Вопросы обеспечения надежности настолько глубоко проникли в плоть и кровь сложного организма современной системы воздушных сообщений, что для человека шанс погибнуть в авиакатастрофе значительно ниже шанса разбиться при аварии собственного автомобиля. То, что списки жертв авиакатастроф кажутся громадными, объясняется психологическими и социальными причинами. Полная беспомощность человека, взлетевшего в воздух, вверившего себя пилоту, драматичность, сенсационность, с которой часто подаются описания авиакатастроф зарубежными газетчиками,— вот причины этого «психологического обмана» (по аналогии с «оптическим обманом»).
Беспристрастная статистика показывает, что в мире ежегодно разбивается 2500 человек по сравнению с 250 тысячами человек, погибающими в этот же период на автострадах.
На регулярных международных авиалиниях в 1978 году произошло 23 катастрофы, в которых погибло 652 пассажира. В 1977 году в 24 катастрофах погибло 516 человек.
Количество катастроф со смертельным исходом в расчете на 100 тысяч часов налета уменьшилось с 0,18 в 1977 году до 0,16 в 1978 году, а в расчете на 100 тысяч посадок — с 0,24 до 0,22
Источник иллюстраций: https://www.flickr.com/