Найти тему
РГАФД

80-летие Вениамина Смехова

📅 Звуковой Календарь 10/08/2020

В книге «Театр моей памяти» Вениамин Борисович Смехов назвал себя оседлым москвичом, которого творческая жизнь к рубежу веков сделала режиссёром-кочевником. Он родился на улице Гиляровского, которая тогда называлась 2-й Мещанской, и до 25 лет жил на этой же улице в коммунальной квартире. Она была казённой, поэтому Вениамин Борисович очень рано выработал необычное отношение к жизни, которое позже назвал «жизнью в гостях».

Его отец Борис Моисеевич был экономистом, мать Мария Львовна - врачом-терапевтом. С ней Вениамин жил в эвакуации в 1941-1943 гг. под Казанью. После возвращения в Москву ходил в детский сад, потом в школу, посещал драмкружок. В 1957 г. поступил в театральное училище им. Б.В. Щукина при театре им. Е. Вахтангова:

«У меня было желание выучиться на журналиста или поступить в Литинститут, или же стать преподавателем русской литературы. В общем, тогда начиналось то, что я называю путешествием русского языка по моей жизни. В те годы я все это переживал довольно бессознательно, осознание пришло позже… Но я окончил школу, прервал свое музыкальное образование, и тут можно сказать, что бес меня попутал - пошел в театральный вуз. Я поступал сразу в два театральных института: в Школу-студию МХАТ и в Щукинское училище Вахтанговского театра. Прошел конкурс в обоих и предпочел Щукинское училище».

Сначала учеба не задалась: Смехов вспоминает, что в «эмбриональном состоянии первокурсника» был скромным и застенчивым даже на сцене. В.А. Этуш, который вёл курс, отправил его «в математики», но педсовет оставил вольнослушателем на испытательный срок, и после успешного его прохождения, в 1959 г., Смехова перевели в студенты. Училище он в 1961 г. окончил с отличием. Дипломный спектакль «Мещанин во дворянстве», в котором Смехов играл одну из главных ролей, стал началом профессиональной карьеры.

После института Смехов по распределению поступил в труппу театра драмы им. М. Горького в Куйбышеве (ныне Самара). В то время он восхищался «настоящими актёрами» и не верил, что сможет стать таким же, думал даже бросать актёрскую карьеру. Прослужив в Самаре год, поучаствовав в шести постановках и одном телеспектакле, вернулся в Москву:

«Одна знакомая посоветовала: "Иди в Театр драмы и комедии - театр плохой, но зато там есть хорошие актеры. Перезимуешь, а там видно будет". Театр доморощенный, публики никакой. Но актеров действительно встретил замечательных. К концу первого сезона появился Петр Фоменко - и я задержался».

В начале 1964 г. Театр драмы и комедии был реорганизован и стал легендарным Московским театром драмы и комедии на Таганке, или, в народе, «Театром на Таганке». Главным режиссёром назначили Ю.П. Любимова. Именно здесь Вениамин Борисович «душевно и профессионально вырос, стал актёром, полюбил это на всю жизнь». Поворотной для его творческого пути стала премьера спектакля «Антимиры» по стихам А.А. Вознесенского в 1965 г. С неё началось развитие жанра поэтического театра, который стал для Смехова «путём надежд». Через поэзию он поверил в себя, в театр и его команду.

В период 1964-1985 гг. Смехов сыграл в Театре на Таганке порядка 30 ролей. Это и Маяковский в «Послушайте!», и Клавдий в «Гамлете», Воланд в «Мастере и Маргарите», Глебов в «Доме на набережной», роли в спектаклях «Павшие и живые», «Жизнь Галилея», «Ревизская сказка» и других. За роль Кшиштофа Максимовича в спектакле «Час пик» Смехов получил в 1970 г. премию на фестивале «Польская драматургия».  В этот невероятно плодотворный период жизни Смехов не только играл в театре, но публиковал статьи, ставил аудио и телеспектакли, в том числе по собственным сценариям, снимался в кино. Первая его кинороль - Барон Краузе в фильме Е. Карелова «Служили два товарища» (1968 г.) Среди самых известных - Смок в фильме «Смок и малыш», Кюре («Ловушка для одинокого мужчины»), Атос («Д’Артаньян и три мушкетёра»).

В 1985 г., после эмиграции Ю. Любимова и назначения А. Эфроса главным режиссером Театра, Смехов на время ушёл в театр «Современник», где участвовал в 4 постановках. В октябре 1987 г. снова вернулся на Таганку, несколько лет проработал там, а затем фактически покинул театр. В этот период Смехов открывал для себя новые творческие направления. В 1986 г. вышла первая его книга «В один прекрасный день…» С тех пор он выпустил их больше десяти и продолжает писать. К 80-летнему юбилею Вениамина Борисовича приурочен выход его новой книги «Жизнь в гостях». Для него актерская, писательская и другая творческая работа объединена «путешествием русского языка» по его жизни:

«Русское слово, русская словесность, русские литература и поэзия стали единственным ключом в моем профессиональном хозяйстве, в моей профессиональной пригодности».

Трудно представить масштаб творческих занятий Вениамина Борисовича! С 1990-х гг. он ставил драматические и оперные спектакли в России и за рубежом, выступал с концертами, преподавал актёрское мастерство в американских университетах. Много работал на телевидении, был автором и ведущим программ и телефильмов на каналах Культура, НТВ, ТВЦентр, записал более 30 аудиокниг, озвучивал игровые фильмы и мультфильмы. Продолжает играть в кино и спектаклях различных театров, в том числе в Театре на Таганке, Гоголь-центре и Театре наций. 

Поздравляем Вениамина Борисовича Смехова с 80-летием, желаем крепкого здоровья, душевных сил и неугасаемой творческой энергии!

Послушайте фрагмент спектакля «Гамлет» в котором роль Клавдия исполняет Вениамин Борисович Смехов, а так же стихотворение В.С. Высоцкого в его исполнении и шуточную песню, которую Юрий Иосифович Визбор посвятил В.Б. Смехову. Записи доступны для прослушивания на нашем сайте:

🔈 http://ргафд.рф/callendar/10-08-2020

-2
Российский государственный архив фонодокументов располагает широким диапазоном звуковых материалов. В рубрике «Звуковой календарь», мы будем знакомить вас с разнообразием хранящихся в архиве документов.