Найти тему
Христофор+

10 Евангельских загадок о волхвах и Вифлеемской звезде

О событии Рождества Иисуса Христа свидетельствуют два евангелиста: Матфей и Лука. Оба евангелиста выдерживают единую линию повествования, но различаются (дополняя друг друга) в деталях. Например, Матфей сообщает о волхвах, но ничего не говорит о пастухах. Зато Лука, говоря о пастухах, в свою очередь умалчивает о волхвах.

В этой статье мы попытаемся пролить свет на все (ну, или почти все) темные места Евангелия от Матфея, связанные с происхождением волхвов (магов) и их миссией в Палестине, а также попытаемся понять феномен Вифлеемской звезды. В разгадывании библейских загадок нам помогут святые отцы-экзегеты и библеисты. Итак, поехали...

Загадка №1: Кто такие волхвы? У святителя Филарета (Дроздова) это люди, «возвышавшиеся над другими по своей власти и своим познаниям» (Филарет (Дроздов), святитель. «Избранные места из Священной Истории»). В Библейской энциклопедии архимандрита Никифора (Бажанова) волхвы - это «ученые мужи, обладавшие обширными знаниями тайных сил природы, занимавшиеся наблюдением небесных светил» (Никифор (Бажанов), архимандрит. «Библейская энциклопедия»). Иначе говоря, это мудрецы, звездочеты (астрономы). Волхвов следует отличать от колдунов, кудесников и волшебников, которые творили ложные чудеса и вызывали нечистых духов. Ибо библейские волхвы - это не колдуны, не ведьмаки, а, как верно говорит архиепископ Аверкий Таушев, тайновидцы (или пророки), подобные тем, над которыми начальствовал пророк Даниил в стране Вавилонской (Дан.2:48).

Загадка №2. Почему волхвов на иконах иногда изображают царями (королями)? Впервые волхвов назвал царями святитель Кесарий Арльский (V-VI вв.). В Х веке волхвы в западноевропейском искусстве пишутся с коронами на головах, согласно давно установившейся традиции. Эта традиция возникает не на пустом месте. В Вавилоне и Персии мудрецы-тайновидцы не подвергались гонениям, как это часто бывало в Иудее. Наоборот. Они становились советниками царя (вспомним того же Даниила) и при удачном стечении обстоятельств получали от него во владение целые города с правом самодержавной, царской власти в них. Поэтому волхвы на иконах и пишутся с коронами.

Джентиле да Фабриано. Поклонение волхвов (1423), Уффици. Изображение взято на сервисе "Яндекс. Картинки".
Джентиле да Фабриано. Поклонение волхвов (1423), Уффици. Изображение взято на сервисе "Яндекс. Картинки".

Загадка №3. Откуда пришли волхвы? Конкретную страну (или страны) Матфей не упоминает. В первом стихе второй главы можно найти указание только на сторону света. Евангелист говорит: «Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока» (Матф.2:1). С древности существует неоднозначное толкование этого места. Самой распространенной считается «восточная» версия, согласно которой волхвы приходят из тех стран, которые действительно находятся к востоку от Палестины. А именно: из Персии (свт. Иоанн Златоуст, бл. Феофилакт), Аравии (св. Иустин, Тертуллиан) и Халдеи (бл. Августин). Главным аргументом в пользу «восточной» версии является персидское слово «магос» (μάγοι), употребленное евангелистом Матфеем в оригинальном тексте. Ибо именно в Персии волхвы-«маги» могли слышать от иудеев о великом Царе-Избавителе.

Между тем, существует и другая, «вселенская» версия происхождения волхвов, согласно которой они приходят со всех концов земли: востока, запада и юга. Главным аргументом этой версии является пророчество Давида из 71 Псалма о царях, приносящих дары. Вот это пророчество:

«Цари Фарсиса и островов поднесут ему дань; цари Аравии и Савы принесут дары; и поклонятся ему все цари; все народы будут служить ему» (Пс.71:10-11).

В пророчестве Давида север не упоминается (возможно, в силу дикости гиперборейцев). Зато Фарсис (древний порт в Испании) символизирует запад; Аравия (аравийский полуостров) - восток, а Сава (Эфиопия, откуда к царю Соломону приезжала в гости царица Савская) - юг.

Загадка №4. Сколько было волхвов? Блаженный Августин и свт. Иоанн Златоуст полагали, что волхвов было двенадцать (по числу апостолов Христовых). Точно так же до сих пор считают армяне и сирийцы. Однако в Церковном Предании укрепилась версия Оригена, согласно которой волхвов было трое - по числу предложенных ими даров. Логично считать, полагает профессор А. С Десницкий, что волхвов было трое, ибо они принесли Христу именно три дара: золото, ладан и смирну (Матф.2:11). Существует также красивая легенда о четвертом волхве - Артабане, дары которого (сапфир, рубин и жемчужина) не сохранились (как сохранились дары трех других волхвов), ибо Артабан по дороге раздал их бедным.

Загадка №5. В каком месте волхвы покланялись Христу? В церковной среде стойко бытует ошибочное мнение, что волхвы, ведомые звездой, пришли сразу же после пастухов и поклонялись новорожденному Христу в пещере. Об этом говорится в «Разговоре с Трифоном-иудеем» св. Иустина Философа, а также в «Протоевангелии Иакова». Отсюда огромное количество "неправильных"живописных картин и даже православных икон, представляющих поклонение волхвов в вертепе.

Тем не менее, на самом деле между приходом пастухов и приходом волхвов существует определенный промежуток времени (от нескольких дней до нескольких месяцев). Ибо пастухи находят младенца Христа в пещере, в яслях (Лук.2:12), а волхвы для поклонения Царю входят уже не в пещеру, а в некий дом (возможно, в гостиницу, которая уже могла освободиться). Матфей ясно говорит, что волхвы, «войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему» (Матф.2:11).

Загадка №6. Сколько лет было Христу, когда волхвы покланялись ему? Церковный историк Евсевий Памфил полагает, что поклонение волхвов происходит примерно на втором году жизни Христа (Евсевий Памфил. Церковная история. Книга 1. Глава 8.). А именно: после события Сретения - встречи Господа Иисуса Христа с Симеоном-Богоприимцем (Лук.2:25-35) и возвращения святого семейства в Назарет (Лук.2:39). В пользу этой версии выступает тот факт, что у Матфея волхвы покланяются уже не новорожденному «младенцу» (синодальный перевод здесь неточен), а ребенку: в греческом тексте употреблено слово «παιδί» - ребенок. Кроме того, царь Ирод приказывает избить младенцев от двух лет и ниже (Матф.2:16). Архиепископ Аверкий (Таушев) считает, что царь Ирод, узнав от волхвов о Младенце, делает вывод, будто «Младенец теперь, если и старше года, то моложе двух лет» (Аверкий (Таушев), архиепископ. «Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета»).

Загадка №7. Как звали волхвов? В Церковном Предании закрепился вариант, предложенный Бедой Достопочтенным. Согласно версии Беды, волхвы носили имена Балтазар, Мельхиор и Гаспар. Подобные имена можно увидеть в Равенне, на мозаике 6 века в Сант-Аполлинаре-Нуово.

Мозаика в Сант-Аполлинаре-Нуово, Равенна, VI в. Изображение взято на сервисе "Яндекс. Картинки".
Мозаика в Сант-Аполлинаре-Нуово, Равенна, VI в. Изображение взято на сервисе "Яндекс. Картинки".

Однако в раннехристианской литературе можно найти и другие варианты. Ориген называет волхвов Авимелехом, Охозатом и Фиколом. В сирийском изводе волхвы носят совсем другие имена: Гормизд, Язгерд и Пероз.

Загадка №8. Чем была Вифлеемская звезда? У немецкого астронома Иоганна Кеплера Вифлеемская звезда соотносится с парадом планет, который в действительности происходил в 747-748 гг. от основания Рима (то есть как раз во время рождения Христа). В 747 году в одной точке совпали сначала Юпитер и Сатурн. А потом (в 748 году) к ним присоединился Марс. Ориген именует Вифлеемскую звезду хвостатой кометой. Свт. Филарет (Дроздов) называет Вифлеемскую звезду «неистинной звездой», но похожим на звезду метеором (Филарет (Дроздов), святитель. «Избранные места из Священной истории»).

Самую аргументированную версию происхождения Вифлеемской звезды предлагает свт. Иоанн Златоуст. У него происшествие со звездой приобретает характер чуда. Свт. Иоанн полагает, что звезда была не обыкновенной и даже не звездой, но «совершенной разумной силой» (Иоанн Златоуст, святитель. Беседы на Евангелие от Матфея). Ибо она шла не от востока к западу, как все звезды, а «от севера на полдень»; являлась не ночью, а днем; то являлась, то опять скрывалась. Наконец, звезда остановилась над местом, где был Младенец, чего ни звезды (газовые гиганты), ни кометы, ни метеоры делать не могут. Свт. Иоанна поддерживает здесь блаженный Феофилакт Болгарский, именующий Вифлеемскую звезду чудесной "Ангельской силой".

Поклонение котов. Средневековая гравюра. Изображение взято на сервисе "Яндекс. Картинки".
Поклонение котов. Средневековая гравюра. Изображение взято на сервисе "Яндекс. Картинки".

Загадка №9. Почему знаком Рождества Спасителя стала именно звезда? Звезда вела волхвов в Вифлеем не случайно, но согласно древнему пророчеству Валаама. Об этом пророчестве повествует Книга Чисел:

«Вижу Его, но ныне ещё нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстаёт жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых» (Чис.24:17)

По мысли святителя Кесария Арелатского, род евангельских волхвов происходил именно от Валаама. Они «имели у себя записанным все, о чем пророчествовал Валаам, а также имели записи, что от Иакова произойдет звезда и из Израиля восстанет человек» (Кесарий Арелатский, святитель. «Проповеди»). И когда воссияла звезда, поняли, что это звезда Царя.

Загадка №10. Где хранятся дары волхвов? Согласно Преданию, Богородица хранила дары волхвов всю жизнь. Перед Успением Она передала их Иерусалимской Церкви, откуда они (после Константинополя и Никеи) попали на святую гору Афон, в монастырь святого Павла. Дары представляют их себя 28 золотых пластин различной формы, украшенных орнаментом в технике филиграни. К каждой пластине прикреплены бусины, состоящие из смеси ладана и смирны. Дары  в 10 специальных ковчежцах находятся в ризнице монастыря святого Павла.

Волхвы отправились в далекий путь не потому, что Иисус был их царем. Нет. Они не ожидали от Христа никаких наград. Наоборот: сами несли ему дары. Волхвы просто последовали за ведущей их звездою (поверив пророчеству Валаама), показали пример для подражания нам, христианам. Последуем же за звездой и мы, ибо даже коты приносят Господу то, что могут ему принести. Всякое дыхание да славит Господа...

Читайте также другие статьи:

5 загадок родословия Иисуса Христа в Евангелии от Матфея

Что Христос писал на земле, когда к Нему привели женщину, взятую в прелюбодеянии?

Была ли блудницей святая Мария Магдалина?

Почему Иуда Искариот предал Иисуса Христа?

Как Богоматерь входит во храм, если Закон разрешал входить в храм только священникам?