Большинство из нас живут в тесных холодных клетках наших частных проектов, отчаянно борясь за то, чтобы застолбить наше маленькое уютное место под солнцем. Направляясь в кругах тревожных стремлений и манящих желаний, мы редко когда-либо оглядываемся в сторону, чтобы увидеть, как поживает наш сосед, а когда мы делаем это, мы обычно только проверяем, что он не пытается покушаться на наши собственные владения, или ищем какие-то средства, с помощью которых мы могли бы расширить наше владычество над его.
Однако иногда случается так, что нам удается отделить себя от наших навязчивых занятий достаточно долго, чтобы прийти к более широкому сознанию. Здесь наш центр беспокойства претерпевает значительный сдвиг. Поднявшись над нашей привычной привязанностью к близоруким целям, мы осознали, что разделяем наше путешествие от рождения до смерти с бесчисленным множеством других существ, которые, как и мы, каждый стремятся к поиску зла.
Эта реализация, которая часто опрокидывает наши эгоцентрические представления, расширяет и углубляет нашу способность к эмпатии. Разрушая стены заботы о себе, она позволяет нам с особенно внутренней близостью ощутить желание всех существ стремиться быть свободными от вреда и обрести нерушимое счастье и безопасность, вредя другим. Тем не менее, в той мере, в которой этот расцвет эмпатии не является просто эмоциональным излиянием, а сопровождается возможностью точного наблюдения, он может легко превратиться в желоб, ввергающий нас из нашей вновь обретенной свободы в пропасть страдания и отчаяния.
Ибо, когда глазами, не подверженными эмоциональным закидонам, мы поворачиваемся, чтобы созерцать широкое пространство мира, мы обнаруживаем, что взираем на массу страданий, головокружительных по своему объему и ужасающих по своей интенсивности. Гарантом нашего неведения является тупое бездумное ликование, с которым мы кайфуем в ежедневном рационе чувственного возбуждения и неуклонного повышения эго. Давайте поднимем наши головы немного выше и окунемся в мир, погруженный в боль, где болезни, присущие ненормальному жизненному циклу, еще более усугубляются суровостью природы, мрачной иронией несчастного случая и сверхжестокостью обезьян вида ГомоСапиенс.
Когда мы нащупываем руку, чтобы не упасть в яму отчаяния, мы можем найти поддержку, которая нам нужна в том, чему учил Будда - частом воспоминании: «Существа являются владельцами своей каммы, наследниками их каммы; их формирует и поддерживает их камма, и они наследуют результаты своих собственных хороших и плохих поступков ". Довольно часто это размышление предлагалось как средство, помогающее нам приспособиться к превратностям наших личных состояний: принять прибыль и потерю, успех и неудачу, удовольствие и боль с умом, который остается невозмутимым. Однако та же самая идея может также служить более широкой цели, предлагая нам помощь, когда мы размышляем о неизмеримо большем страдании, в которое вовлечено множество наших собратьев и соврагов.
Столкнувшись с миром, который пронизан конфликтами, насилием, эксплуатацией и разрушением, мы чувствуем себя вынужденными найти какой-то способ осмыслить их злые последствия, чтобы увидеть в бедствиях и опустошениях нечто большее, чем прискорбные, но бессмысленные причуды судьбы , Учение Будды о камме и ее плодах дает нам ключ к расшифровке непонятного потока событий. Он учит нас распознавать в разнообразных состояниях живых существ не каприз или случайность, а действие принципа научного неморалистского равновесия, который гарантирует, что в конечном итоге достигается идеальный баланс между счастьем и страданиями существа и этическим качеством их намеренных действий!
Размышление о действии каммы не является хладнокровным способом оправдания стоической отставки статус-кво. Пути каммы лабиринтны по своей сложности, и принятие этого причинного порядка не исключает битву против человеческой алчности, жестокости и глупости или подавляет благотворные действия, направленные на то, чтобы не допустить того, чтобы нездоровые поступки нашли возможность созреть. Глубокое размышление о каммическом возмездии, однако, спасает нас от потрясений бедствия и разочарования, открывая нашему видению упорную безумность мира, в котором правят жадность, ненависть и заблуждение, и глубокую скрытую законность, соединяющую его плавные подводные течения с иллюзорными формами колеблющихся поверхностных событий. Хотя с одной стороны это созерцание пробуждает чувство срочности, стремление избежать повторяющихся воплощений на гребнях волны, с другой стороны - беспристрастное внутреннее равновесие, основанное на реалистическом понимании нашего экзистенциального положения.
Подлинная невозмутимость, которая далека от бездушного безразличия, поддерживает нас в нашем путешествии через пороги сансары. Предоставляя нам мужество и выносливость, она позволяет нам встречаться с колебаниями состояния, не будучи задетыми ими, и смотреть в лицо страданий мира, не чуждаясь ими.
A Remedy for Despair, by Bhikkhu Bodhi