Найти тему
Сергей Модулев

Древности Российской империи. Тверская и Ярославская губернии. Часть 1

Обширная территория на которой располагались Тверская и Ярославская губернии была заселена в очень далекие времена. Первые люди появились здесь в конце позднего палеолита (около 20—13 тыс. лет до н. э). В эпоху мезолита (12—5 тыс. лет до н. э.), когда климат стал теплее и бывшая тундра и лесотундра покрылись таежными лесами начинается более активное заселение описываемой территории различными племенами. В неолите (5—3 тыс. лет до н. э.) аборигенов потеснили лаппоидные охотничье-рыболовецкие племена, так называемой культуры ямочно-гребенчатой керамики. В первой половине II тысячелетия до н. э. (бронзовый век) в Волго-Окское междуречье и в соседние с ним области из Среднего Приднепровья вторглись скотоводческо-земледельческие племена индоевропейцев (предположительно предки славян, балтов и германцев), которые подчинили местные племена и частично смешались с ними. В середине I тысячелетия до н. э. на смену им приходят дьяковские племена названные по имени городища у села Дьяково под Москвой. Во второй половине I тысячелетия большая часть описываемой территории заселяется финно-угорскими племенами меря и весь. Первое упоминание о народе merens встречается в хронике "О происхождении и деяниях гетов" готского летописца VI века Иордана. Позднее сведения о мере можно встретить в летописи «Повесть временных лет». Согласно ей она проживала на Ростове озере, и на Клещине (Плещеево) озере. Последнее упоминание мери датируется 907 годом, когда летописное финно - угорское племя в составе войска Олега участвовало в походе на Византию. В IX—XII веке Верхнее Поволжье начинает активно колонизироваться славянами - ильменскими словенами со стороны Новгорода, а из верхнего Приднепровья кривичами и вятичами. Существует предположение, что меря смешавшись со славянами приняло участие в формировании русского этноса. Такова краткая древняя история территорий на которых располагались Тверская и Ярославская губернии.

-2
-3

Одним из самых древних мегалитических сооружений Тверской земли, судя по сему являлись валы из валунов, на берегах озера Сиг. Как показали археологические изыскания они уже существовали во времена каменного века. Упоминание о них встречается в книге известного антрополога и этнографа И.С Полякова - Это даже не один вал, а два, совершенно параллельные друг к другу. Первый вал находится от обыкновенного уровня озера в расстоянии сажень двух (4,27 м); он состоит из целого ряда валунов, из коих некоторые достигают нескольких аршин в наибольшем поперечнике; на некоторых же верху существуют площадки на столько просторные, что на них свободно могут сидеть два человека; вал этот имеет около двух аршин высоты (1,42 м), а в длину простирается на несколько сажень, и притом валуны стоят почти сплошь или на самом близком расстоянии друг от друга. На расстоянии сажени (2,13 м) вглубь материка, около первого вала расположен совершенно ему параллельно другой, состоящий преимущественно из еще больших валунов; поэтому он еще выше и как бы массивнее первого. Здесь на себя обращают внимание два странных факта. Первый - нечто похожее на выборочную сортировку и подборку камней: в первом валу камни поменьше во втором, более массивные, при этом между некоторыми камнями практически нет зазора. Второй - практически идеальная параллельность валов. Около Ширкова погоста расположенного на берегу озера Вселуг, находились земляные сооружения, в форме четырёхугольника. По периметру они были обнесены своеобразной оградой из довольно больших валунов, а по углам стояли валуны наибольшей величины. В центре одного из квадратов находилось возвышение сооруженное из почвы и мелких камней, весьма похожее на алтарь. Каменный круг на берегу озера Глубокого упоминает уже известный нам Поляков - против Карповщины, существует круг из валунов, около которого я нашел много кремней, а на берегу, около воды, добыл грубый наконечник стрелы; местные крестьяне находили здесь много кремневых стрел. В южной части нынешнего Бежецкого района в глухом лесном массиве находятся так называемые бежецкие каменные круги. Памятник представляет собой несколько концентрических круговых выкладок из небольших камней, которые сильно вросли в землю и в настоящее время лишь чуть-чуть возвышаются над ее поверхностью.
В обеих губерниях в разной степени сохранности от прежних насельников остались земляные насыпи известные как курганы, сопки, могилы, могилище. Размеры данных насыпных памятников очень различны: высота от полуметра до нескольких метров, соответственно этому и окружность их основания колеблется от 7 до 25 метров. Обыкновенная их форма полусфера в разных вариациях, либо усеченный конус с ровной или "вогнутой" площадкой наверху, реже встречаются погребения в виде продолговатой или длинной насыпи. Некоторые курганы окружены неглубокими рвами либо оградой из камней. Довольно часто попадаются курганы частично (2-3 ряда) или полностью обложенные валунами. Причем размеры отдельных экземпляров в основания насыпи, так и в каменной ограде вызывают уважение. Н. А. Ушаков упоминает о курганах у села Сорогожского (Лесной р-н Тверской области) обставленных огромными дикими камнями в виде неправильных кругов до 2 сажень (4,2 м) в поперечнике.
В книге "Об остатках древности и старины в Тверской губернии" есть упоминание об обработанных "булыжниках" с курганов около уже упоминаемого Ширкова погоста -
венцы камней здесь имеют большой диаметр, до 5 сажень (10,67 м!) форма их круглая или четырехугольная. Трудно даже представить, сколько сил потребовалось для транспортировки таких глыб весящих десятки тон. И главное для чего это было нужно и кто так постарался. Возможно это работа древнего народа - великорослого и одаренного силами необычайными который по рассказам старожилов некогда проживал на этих землях. О людях исполинского роста упоминается в многочисленных местных легендах и сказаниях. В некоторых могильных насыпях были найдены кости большой величины. Вот несколько фактов опубликованных в местной дореволюционной прессе обнаружения в Тверской губернии частей человеческого скелета больше обычного размера.
В с. Загородье, Вышневолоцкого уезда на р. Мологе, находится древнее кладбище, без крестов. Могилы обложены каменьями, поставленными стоймя. В могилах найдены были громадные черепа. Журнал 29-го заседания Тверской ученой архивной комиссии. 27 сентября 1890 г
Я слышал от особ, заслуживающих всякое вероятие, что в одном из берегов Волги близ Твери, найден крестьянами скелет необыкновенного роста человека. Этот исполин лежал в какой-то береговой пещере ...
Русский исторический сборник. 1837 г. Т 1. Мои заметки о признаках древнего быта и камнях, найденных в Тверской Карелии, в Бежецком уезде. Глинка Ф.Н

в
Д. А. Воронцов писал:
в Кашинском уезде, на берегах р. Сити, при дер. Высоковой Лавровской волости раскопаны крестьянами сопки и на месте их построены овины. Найденные при рытье овинов человеческие кости больших размеров, названные великановыми костями, похоронены на кладбище. Об остатках древности и старины в Тверской губернии. К археологической карте губернии. Плетнев В .А 1903
При дер. Раимшь (Бежецкий уезд), на крутом берегу очень глубокой здесь р. Могочи, на восток от деревни, в расстоянии 160 саж. от нея, на земле генерал-лейтенанта ег. Петр. Власова, находится 13 курганов разной величины, неподалеку друг от друга .... По рассказам старожилов, в тех курганах, которые распаханы, находили не мало человеческих костей большей, против нынешней, величины... Об остатках древности и старины в Тверской губернии. К археологической карте губернии. Плетнев В .А 1903
Упоминает о необыкновенно большом росте погребенных людей и археолог Николай Алексеевич Ушаков. В одном из номеров журнала "Отечественные записки" за 1843 год в статье под авторством Ушакова можно прочитать следующие строки:
большой рост погребенных замечается только в описываемых мною могилах, и это обстоятельство тем еще примечательнее, что она повторяется во многих местах Тверской Губернии, довольно отдаленных от этого. Работники, раскапывающие эти могилы, всегда бывают поражены необыкновенным ростом погребеиных. Кроме того на тверской земле будто бы находили камни – следовики с отпечатками следов по разным обмерам от 0,5 м до 0,52 м. Если это так, то эти следы оставлены человеком очень-очень большого роста. Для сравнения: Китайский баскетболист Йао Минг при росте 229 сантиметров имел 52,5 размер обуви (длинна стопы ок 34 см).
Полны загадок и некоторые курганы Тверской Карелии исследованные и описанные декабристом Ф.Н Глинкой. Данные земляные насыпи были обложены тщательно подогнанными друг к другу, длинными, разноцветными плитами огромной величины. Судя по всему размеры плит и сама работа впечатлили Фёдора Николаевича о чём свидетельствую эти строки -
этот род сложения огромных камней без помощи извести можно отнести к так называемым постройкам титаническим. Рядом с курганами была обнаружена каменная мостовая уложенная на своеобразный цемент, как предполагает исследователь состоящий из извести, красной глины, крупнозернистого песка и еще чего-то особенного. Обращают на себя внимание находящиеся среди курганов так называемые "сухие колодцы", стены которых весьма искусно обложены камнем. Раскапывая один такой колодец рабочие Глинки достигли глубины семи метров так и не достав до дна уперлись в заливку из какого-то искусственного цемента. При простукивании заступом был слышен гул указывавший на пустоту дальше. Из-за цементных пробок были прекращены раскопки еще нескольких колодцев. По мнению ученого колодцы служили некогда входами и выходами подземных туннелей ведущих во внутрь курганов, которые являлись своеобразными пунктами обороны. Поразили Глинку и разноцветные обломки кварцита разбросанного или грудами лежащего в глуши соснового леса, около выгона при селении Новом, Синцовской вол. С удивлением он пишет - И странно! Почти все эти камни как будто разрезаны то ломтями, то половинками, так гладко, ровно, как округи хлеба или голландского сыра. Прилаживаешь мысленно одну половинку к другой, прилаживаешь ломоть к ломтю и выходит как будто что-то целое. Надо сказать, что Федор Николаевич был одним из первых кто обратил внимание на древние камни и заинтересовался ими в историческом и культурном плане. Проводя много времени в Бежецком уезде Тверской губернии он организовал в Кузнецово (имение тёщи) своеобразный музей камней. Экспонатами стали валуны причудливой формы и "заметные камни" обнаруженные исследователем-любителем около Кузнецово и окрестных землях. На многих камнях имелись некие непонятные знаки, весьма похожие на письмена, которые по словам Глинки отдаленно напоминали древние руны викингов. Описание некоторые камней музея и ряд валунов, которые по ряду причин не смогли попасть в Кузнецово есть в письме Федора Николаевича к Академику Петербургской академии наук, известному географу и этнографу Пётру Ивановичу Кёппену. Ниже приведены описание самых интересных из них: камень черный, поднятый нами на Прудовском поле (в дачах Тайной Советницы Г. Кутузовой), имеет в окружности 15 аршин (ок 10.6 м). На углу его высечена лестница из пяти ступеней. Под камнем нашли мы искусственную мостовую... Небольшой камушек фунтов 12 (ок 4.5 кг) весом, который имеет вид как будто кораблика или какого - то сосуда, он весь обвит лентами на нем же высеченными, и представляющими разные фигуры, может быть и буквы... Весьма твёрдый камень изрытый желобами. Обмыв и очистив камень, обвели края желобоватых впадин краскою, то вышла надпись. Этот бедный камень который не велик, ибо весить с небольшим пуд, имеет вид выглаженной плиты, был в мостовой: его бороздили колесами!...

-4

В 1835 году, в одной из сопок недалеко от имения тёщи Ф.Н. Глинка нашел самый известным свой камень, который вызвал некоторые споры в научной среде середины 19-го века. Это гранитный валун, длиною 2 аршина 4 верш (ок 1.6 м), шириною 1 арш. 3/4 верш (ок 0.72 м) на котором высечены вглубь три четырёхугольника, включенные один в другой и соединенные поперечными чертами. Тут же, сбоку, были выбиты письмена. На первых порах из-за негладкой поверхности камня и неглубокой высечки букв (некоторые буквы, сливаясь с выемками на поверхности камня были видны менее отчетливо) не получалось получить качественную прорисовку надписи. По сему ученые того времени (Магнусен, Кеппен, Шёгрен и др) читали её по-разному. Лишь после досконального изучения и снятия слепка стало ясно - на камне выбита надпись "Степан". По-разному объясняли и изображение трёх квадратов. Так финский ученый Магнусен считал, что якобы Степан был убит при своеобразной дуэли известной у скандинавов как hólmganga. Для неё размечали избранное место в три пространства, с тремя четырехугольными окружностями и обозначали его веревками или разметками на земле (канавками, валами или камнями). Из всего этого он заключает, что, вероятно, и на этом камне подобная четырёхугольная фигура обозначает такое же пространство, назначенное для судебного поединка. Отсюда, по его предположению, само изображение должно означать, что Степан был убит при таком поединке. Профессор А. А. Спицын изображение "лабиринта" определил как доску для игры в мельницу или девять пляшущих мужчин. Эта игра пришла из Средней Азии и довольно долго была популярна в Европе о чём свидетельствуют многочисленные рукописные и археологические источники. Была она в ходу и в некоторых местах Руси. Большинство исследователей склонялось к мнению, что квадраты являлись межевым знаком обозначавшим границы владений Степана. Надо сказать, что так называемый лабиринтовый камень найденный Глинкой не одинок. В 19 веке, в той же Тверской губернии по крайней мере существовали еще два похожих камня. В конце 1886 года подобный камень или вернее сказать плита из железисто-глинистого сланца практически с идентичным изображением трех четырёхугольников была найдена в селе Тутани (д Тутань. Калининский р-н). Второй обломок гранитной плиты с изображением похожим на лабиринт лежал на холме, рядом с деревней Арсёново и был почитаем местными жителями. В определенные дни с рядом стоящей часовни выносилась икона с изображением Богородицы и ставилась на камень, вокруг которого зажигались свечи. Он единственный из вышеописанных камней сохранился до наших дней. Ныне он является экспонатом Ильинского краеведческого музея.

-5

Никак нельзя обойти внимаем древние городища. Некоторые из них представляют остатки городов упоминаемых в исторических документах, другие нигде не упоминаются и неизвестно, кто и когда их построил. Остатки городов упоминаемых в летописях сохранились в следующих местах Тверской губернии: Горышин (пог. того же имени), Вселук (д. Одворицы, Вселук), Лопастицы (между рукавами р. Городни и оз. Витбино и Лопастицы), Осечен (д. Климово), Сижка (с. Есемово), Туд (д Сковоротынь), Роден (с. Родня), Хлепень (д Хлепень, Смоленская область), Фомин городок (с. Фомино-Городище), Рясна (Рясня), Микулин (с. Микулино, Московская область), Вертизин (Городня, Конаковский район), Хорвач и Держиславль (Погорелое Городище) и др. Последнее в списке Погорелое Городище очень интересна своей историей в которой больше легенд и неизвестности, чем достоверности. Если верить историческим источникам поселения на высоком мысу при слиянии реки Держи с небольшой речкой Горянкой существовало уже в X-XII веках и его связывают как минимум с тремя древними городами - Стоками, Хорвачом и Держиславлем. Первой якобы здесь располагалась крепость Хорвач со временем разросшаяся в город ставший центром одноимённой волости. Почему и когда Хорвач переименовывают в Держиславль или Стоки доподлинно неизвестно. По крайней мере никого документального подтверждения этому нет, есть только предположения о чем и пишет в одном из своих трудов В .А Плетнев: Некоторые Российские писатели называют его городом Стоками, старожильцы Дѳржиславлем. Впрочем, ни того ни другого за истину утвердить не возможно. Одно из древнейших городищ Тверской земли - Моркино расположилось на высоком мысе (высота около 20 м), правого берега Волги, напротив деревни Избрижье. По источникам середина 19 века от поселения мало что осталось. В 1850-х годах можно было лицезреть только неглубокий ров идущий параллельно крутому берегу и нескольких курганов размытых Волгой. К сожалению до наших дней остатки укреплений и курганов не сохранились. От самого городища в результате осыпей холма и хозяйственных работ то же ничего не осталось. Однако все равно здесь есть на что посмотреть - это так называемый сад камней. В интернете пишут, что он образовался в результате съёмок фильма "Чапаев". Валуны свезли, чтобы создать своеобразный мини Урал. Ещё пишут, что камни специально собрали и доставили для строительства дач на месте древнего городища. Однако это судя по всему не так. Из отчета Д.А. Воронцова, который был опубликован в журнале 108-го заседания Тверской ученой архивной комиссии от 22 августа 1910 года мы узнаём что берег Волги и рядом с ним лежащая территория около Избрижья и Моркино городища сплошь завалена отшлифованными и закругленными причудливыми камнями. К слову большая часть Тверской губернии была усеяна камнями различной величины, так в одном Вышневолоцком уезде около 120.000 десятин, т.е. 15% всей годной земли, занято валунами; в Новоторжском у весной после таяния снегов крестьяне собирали камень с полей и продавали его в другие губернии. Много валунов встречалось в руслах Волги, Тверцы, Цны. Так, что валуны из Моркино скорей всего увозились для различных хозяйственных нужд чем привозились. Сейчас от прежнего "богатства" осталось несколько камней лежащих на берегу реки и около 40 валунов разбросанных по территории древнего селения. Некоторые из них закруглены и похожи на огромные каменные шары, другие своим плоским отшлифованным верхом чем то напоминают каменные столы. Есть несколько валунов на которых выбиты изображения. Наиболее любопытным является выпуклое изображение то ли мотылька, то ли сердца. Другой "чудной" камень несёт на себе довольно ясный рисунок креста.
В Ярославской губернии остатки древних городищ известны рядом со следующими населёнными пунктами: под Спас-Городецким погостом (с. Спас-Городец Ивановская обл, Ильинский р-н); на, реке Печегде, близ деревни Демьян; на реке Саре, недалеко от села Дебол; на юго-западной границе уезда, близ села Рославлева; на реке Устье, верстах в двух от села Павлова; в верстах в девяти ниже Углича по течению Волги; близ села Борисоглебска на реке Мологе; у деревни Новоселки, на границе Грязовецкаго уезда; в Ярославском уезде на левом берегу Волги у села Деева Городища; в Угличском уезде на реке Юхоти; в Рыбинском уезде на Волге; в Мологском уезде на Шексне Княжичь городок и др. Весьма любопытно необычное расположение некоторых городков из этого списка. Они расположены недалеко друг от друга и представляют как бы оборонительную цепь защищающую земли мери между озёрами Плещеево и Неро с их главным поселением - Сарским городком. Древний племенной центр мери располагался в самой узкой части неширокой вытянутой гряды которая с трех сторон окружена делающей крутой изгиб р Сарой. Согласно информации взятой из сочинения графа Уварова "Меряне и их быт по курганным раскопкам" поселение имело форму параллелограмма: длиной - 180 сажен (ок 390 м) и шириной 25-40 сажень (ок 54-85 м) и обладало мощными для того времени земляными укреплениями. На юго-западе находился широкий ров глубиной до 3 м, с узким насыпным переходом к главным воротам устроенных в высоком валу. Далее шла площадка которая ограничивалась еще одним рвом с воротами, через которые попадали в центральную часть. Эта скорей всего самая древняя и большая часть. Она протянулась в длину приблизительно на 50 сажень (106 м) упираясь в глухой вал. За ним располагалась третья площадка, практически такой же длинны, как и первая. Окончанием этой, последней площадки служил вал со рвом (на карте указаны точечным пунктиром) которые были разрушены в 1854 г. В 1930-х годах древний памятник был практически уничтожен трестом Москамнеруд добывавшего на месте Сарского городища песок и гравий.

-6
-7

Обнаруженный недалеко от городища на левом берегу Сары небольшой сезонный лагерь для торговцев, проходивших здесь с торговыми караванами по Волжскому пути и результаты раскопок проведённых в городище и других местах проживания Мери говорят об обширных торговых связях этого племени с разными народами. С европейскими государствами торговля шла через Новгород и Псков, со странами востока через Волжскую Булгарию. Сиятельство тому большое количество иноземных серебряных монет, оружия и орудий труда, украшений и других разных предметов из Западной Европы, Киевской Руси, Волжской Булгарии и государств Востока. Любопытно описывает процесс "немой" торговли между соседями мери - весью и булгарами один арабский историк: Булгары привозили свои товары к Веси и оставляли их на одном известном месте, обозначивши знаком; потом опять приходили и находили разные другие товары, положенные возле прежних. Если Булгары оставались довольны товарами, предложенными в обмен, то их брали, а свои оставляли; в противном случае они брали назад свои товары. Покупатели и продавцы друг друга не видели.

-8

В X-XI веках в Верхнем Поволжье начинает проникать и насильственно насаждается чуждая для местных финно-угорских племён религия - христианство. Местное, языческое население, под предводительством волхвов довольно долго сопротивлялось новой религии. Причем иногда дело доходило до вооруженного сопротивления примеры тому Ростовское восстание 1071 года и восстание 1088 года. Согласно традиционной церковной истории, противостояние продолжалось до XII века. Между тем о религиозных мировоззрениях и мифологии мери и веси мало что известно. Судя по всему у мери верховным божеством был "скотий бог" - Велес. В рукописи XVII века под названием "Летописец Ростовский" упоминается, что идол Велеса которому поклонялись горожане в древности стоял в середине города, около озера, почти около того места, где ныне кремль, а уже после был перемещен в Чудский конец Ростова. Предания говорят нам и о нескольких капищах Велеса, где жили и проводили свои обряды волхвы. Одно из них называемое "Велесово дворище", располагалось в 20 километрах от Ростова, недалеко от деревни Ангелово (ныне погост Ангелово). Поселившиеся тут ростовские жрецы поставили огромного, сделанного из дуба идола Велеса с вызолоченной головой. В полом идоле находилась лестница ведущая к голове истукана. Внутри этой головы жрецы жгли ладан и другие смолистые вещества, отчего из глаз и ушей идола выходил густой дым, а изо рта искры, а иногда и пламя. Другая легенда рассказывает о капище верховного жреца мерянскаго бога Велеса, по имени Кича. Древнее святилище находилось в районе деревень Итларь и Кильгино (около 50 км от Ростова). Это же предание говорит, что жреца Кичу крестил Ростовский святитель Леонтий, дав при крещении имя Петр. Его потомки известны были в Ростове в XVII столетии под фамилией братьев Кичигиных, из них Григорий Нестерович был впоследствии Вологодским архиепископом. Еще одно капище вырытое в земле по легендам было в Кацеве Богородском (с Капцево, Ивановская область) его разрушил Ростовский епископ св. Исаия, в XI веке и на его месте построил церковь во имя Владимирской Божьей Матери. Жители "селища, зовомое Медвежий угол" и окрестных земель тоже поклонялись скотьему богу, чьи капища и идол располагались около Медвежьего угла, на Волосовой логовине. Кроме того у местного населения был весьма распространен культ медведя. Язычники верили, что облик этого зверя принимает бог Велес. Именно на месте керемети (капища) Волоса, в котором волхвы содержали священного медведя по одной из легенд Ярослав Мудрый и основал город Ярославль.

-9

В одной из купчих 1615 года встречается упоминание о калемети в Угличе - дворъ свой на Угличе въ остроге, подле калеметя, а зъ другую сторону (подле) Троецкаго двора. Об этой калемети (керемети) есть интересная информация на некоторых интернет ресурсах, где утверждается, что разрушенная в 70-е годы ХХ века Угличская калеметь являлась мегалитом масштаба Стоунхенджа или немецкого Экстерштайна. По описанием древний памятник представлял собой холм, имевший вход с северо-востока. Он был сложен "из двух диких высоких кремневых плит в виде неправильных треугольников, сомкнутых друг с другом верхними частями и удаленными на ширину до 2 или 2,5 метра одна от другой нижними, образующими конусообразный проход внутрь постройки". Однако в дореволюционных книгах по истории Углича [Вставить цифры] я не нашел о калемети практически никакой информации, тем более упоминая о ней, как о каменной постройке. Более того ярославский краевед и археолог И.А Тихомиров в своей книге "Славянское заселение Ярославской губернии" высказывает следующее мнение - С. Шумаков (Угл. акты, стр 109) принимает это слово (калеметь) за некий географический термин, возможно за название урочища и это вероятнее всего; в ХѴІІ в. калеметь в Угличе едва-ли могла существовать в ином виде. Историки и археологи утверждают, что примерно там, где якобы был мегалит, находился пороховой погреб и им пользовались почти до самой революции. На карте составленной по исторических описях второй половины 17 века это хорошо видно. Возможно остатки порохового погреба были приняты за мегалит.

-10