Если в XVIII веке сельские поселения находились в пределах городских застав и не вливались в кварталы города, а представляли собой отдельные друг от друга улицы, разделенные рощами, полями и огородами, то в XIX веке существующие слободы (Хамовники, Дорогомилово, Пресня, Тверские-Ямские улицы, Красное село, Покровское, Лефортово, Семеновская, Кожевники, Лужники, Калужская и другие) стали формироваться в улицы и переулки старой Москвы.
В самом начале 1800-х годов открылся Мытищинский городской водопровод, который стал самым первой водопроводной сетью в городе. Позже было принято решение заключить речку Неглинка (река Неглинная) в подземную трубу, так как в период дождей и весеннего снеготаяния Неглинка растекалась, образуя озеро посреди улиц. Оттуда и пошло название Трубной площади по отверстию трубы в Башне Белого города из которого вытекала река, место в народе, так и прозвали "трубой". Был засыпан ненужный более ров вокруг стен Земляного города.
Во второй половине XIX века на улицах города появляется конка, первый вид общественно-городского транспорта. В 1883 году на Большом каменном мосту заработали первые электрические фонари, что вызывало огромное удивление у всех горожан. К концу девятнадцатого столетия на Тверской улицы были установлены фонари, работающие от электричества. Линию фонарей провели от Охотного ряда до теперешней площади Пушкина.
В течении всего XIX века Москва стремительно расширяется. Особенно, со второй половины века в связи с появлением в Москве больших фабрик и заводов, железных дорог и шоссе, застройка города между Садовым кольцом и Камер-Коллежским валом, а также между последним и проведенной в 1903-1908 гг. Окружной железной дороги сильно продвинулась вперед и появилось множество новых улиц и переулков. Если в 1900-х годах в городе было 142 улицы, 518 переулков и 25 площадей, то в к концу столетия и начала нового в чертах города насчитывалось уже 404 улицы, 936 переулков с проездами, а также 123 площади.
В начале XIX века получил расцвет период русского классицизма в архитектуре. именно с этого времени начало развиваться строительство на основе типовых проектах. В связи с постоянным увеличением городского населения, осуществлялось возведение зданий по новым строительным проектам, строились сельские и городские усадьбы. Было разработано свыше 400 типовых проектов планировки городов.
В это время рассвета русского классицизма были построены такие знаменитые произведения архитектуры, как здание Большого театра в 1825 году, Московская консерватория в 1866 году, Политехнический музей в 1872 году, здание Высших женских курсов, которое позже станет Московским Педагогическим Университетом и удивительное по красоте здание Исторического музея.
Москва в фотографиях XIX века - тесные улочки, вереницы трамвайных путей, булыжные мостовые, полоскание белья на Москве-реке, торговцы на Красной площади, бородатые московские извозчики, угрюмые дворники и церковные маковки над железными крышами в изгибах кривых улочек старого города.
Фотографии Москвы конца XIX века
Старая Москва конца XIX века, какой она выглядела в фотографиях. Мостовые выложенные брусчаткой, стены старого Кремля, профессии, которые исчезнут в будущем: извозчики, трубочисты, гигантские водонапорные башни, прежние верхние торговые ряды и строительство новых, будущего Гума. Все это Москва в первых, буквально, только что изобретенных фотографиях того времени.
(Лубянская площадь)
(Продавцы картузов)
(Кремлевская набережная)
(Пожарная бригада)
(Московский извозчик)
(Московский трубочист)
(Улица Кузнецкий мост)
(Улица Петровка)
(Речка Яуза)
(Крестовские водонапорные башни)
(Крестовские водонапорные башни схема)
(Каланча в Сокольниках)
(Верхние торговые ряды на месте будущего ГУМа)
(Улица Ильинка)
(Московские торговые ряды. Аналог ныне торговых цетров)
(Строительство новых Верхних торговых рядов. Позже название ГУМ)