Когда она узнала, что ее Амедео больше нет, не раздумывая подошла к окну и сделала свой последний шаг. До рождения их второго с Модильяни ребенка оставался всего месяц. Но Жанна Эбютерн, гражданская жена известного художника Амедео Модильяни не представляла своей жизни без мужчины, которого любила без памяти.
Чтобы понять, почему женщины, потеряв голову, стыд и нравственные ориентиры бросались в омут любви Модильяни, нужно сначала рассказать об этом художнике, чьи картины сегодня являются одними из самых дорогих и ликвидных.
Однако художества Модильяни не всегда были в цене. И тому были весьма веские причины.
Судьба отмерила Амедео всего 35 лет, большинство из которых он провел в пьянстве, разврате и кумаре. Но это не мешало ему создавать потрясающие полотна. Его портреты и ню — с асимметричными композициями и вытянутыми фигурами заняли свое важное место в истории искусства 20-го века.
Амедео Клементе Модильяни родился 12 июля 1884 года в итальянском городе Ливорно, в богатой, буржуазной и хорошо образованной семье сефардских евреев (происходящих из Испании и Португалии). Семья всячески поощряла амбиции и таланты своего сына. Он серьезно занимался литературой и искусством, писал стихи.
Единственное, что омрачало родительское счастье — это то, что в детстве Модильяни много и серьезно болел. В 11 лет у него развился плеврит, а через год он заболел брюшным тифом. В 16 лет у мальчика снова диагностировали плеврит, затем он заболел туберкулезом, что в конечном итоге окажется фатальным.
Семья Амедео создает ему все условия для занятий живописью. Он учится во Флоренции, Венеции, берет уроки у известных художников того времени. В возрасте двадцати двух лет Амедео переезжает в Париж — город творчества, художественной тусовки и свободной любви. В париже он проживет остаток своей жизни.
Женщины Модильяни в его портретах
Как художнику-портретисту Амедео приходилось работать со множеством моделей. Он просто обожал мимолетные отношения с представительницами прекрасного пола.
Матери девушек-натурщиц были в ужасе, когда узнавали, что дочери соглашались моделировать для художника. В те времена считалось, что от модели до того, чтобы стать любовницей маэстро, а потом и проституткой — всего один шаг. Почти наверняка Модильяни имел очень близкие отношения со своими своими моделями.
Однако, только три женщины в его разгульной и короткой жизни были по-настоящему ему близки.
Анна Ахматова и Модильяни
С Анной Амахтовой Амедео познакомился в Париже в 1910 году. Она приехала во Францию с мужем Николаем Гумилевым, за которого недавно вышла замуж.
Может показаться, что начать роман с другим мужчиной в собственном медовом месяце — это безнравственно и возмутительно. Но только не для свободно мыслящей богемы Монпарнаса.
Высокая и темноволосая, с элегантным орлиным носом, Анна Ахматова прекрасно влилась в интеллектуальное общество Парижа. Но больше всего ее красотой был сражен 24-летний Модильяни.
Анна не испытывала любви к супругу, скорее уважала за то, что тот был единственным человеком, который неистово поддерживал ее в поэтических стараниях и поощрял к написанию новых стихов. Гумилев долго уговаривал Анну выйти за него замуж. В письме к подруге она так обрисовала свои чувства к будущему мужу:
«… Он любит меня уже три года, и я верю, что стать его женой - моя судьба. Люблю я его или нет, я не знаю, но мне кажется, что я…
Гумилев не придал особого значения возникшей дружбе Модильяни и своей молодой жены. И зря.
В то время как он обедал с друзьями, Ахматова и Модильяни прогуливались в парке, беседуя о поэзии и искусстве.
Вернувшись в Россию, Анна продолжила переписку с Амедео, который был просто одержим ею. Его письма к Анне становились все более страстными.
В 1911 году она приехала в Париж одна... Приехала к нему. Это стало началом короткой, но безумной любовной истории итальянского художника и русской поэтессы.
Они тщательно скрывали свой роман, ведь Анна была замужем. Влюбленные практически не появлялись на публике вдвоем, поскольку Гумилев должен был тоже приехать в Париж.
Их отношения длились всего два месяца. Анне пришлось вернуться в Санкт-Петербург со своим мужем. Она больше никогда не видела Модильяни.
После отъезда Анны Модильяни впал депрессию, начал еще больше употрбелять алкоголь и другие вещества.
Судьба Анны Ахматовой тоже сложилась трагична. Как откровенный критик Сталина, ее первый муж был казнен, а их сын заключен в тюрьму. Второй муж поэтессы был отправлен в ГУЛАГ. Да и саму ее преследовала советсткая власть почти до конца жизни
Беатрис Гастингс, непризнанный гений
Второй леди, с которой Модильяни пережил бурный и долгосрочный роман была Беатрис Гастингс. Беатрис родилась в Лондоне в 1879 году и была на пять лет старше Модильяни. В 1880 году вместе с семьей она иммигрировала в Южную Африку.
Беатрикс — вспыльчивая и волевая дама. Писательница, поэтесса и литературный критик — была довольно свободна в своих нравах. Меняла любовников и любовниц, как перчатки.
Была известна как убежденный социалист и защитник избирательных прав женщин. А еще ратовала за свободный доступ женщин к контрацепции.
Беатрис переехала в Париж в апреле 1914 года в качестве корреспондента журнала «New Age». Она была очень уверена в себе и считала себя гениальным деятелем.
Впервые Гастингс увидела Модильяни в кафе Розали в Париже. Но представлена ему она была позже общим другом скульптором Осипом Задкиным. Встреча произошла в знаменитом кафе «La Rotonde», которое находилось в парижском квартале Монпарнас. Его обожали начинающие писатели и художники, в то время там можно было встретить Пикассо, Дали, Диего Ривера и многих других.
Беатрикс так вспоминала те первые встречи с Модильяни:
«… Сложный характер. Свинья и жемчужина. Я сидела напротив него. Много бренди. Совсем не впечатлило. Я не знала кто это. Он выглядел уродливым, свирепым, жадным. Встретила его снова в кафе Ротонд. Он был побрит и обаятелен. Поднял кепку красивым жестом, покраснел и попросил меня прийти и посмотреть его работы. И я пошла... »
Когда они познакомились, Модильяни было тридцать, Беатрикс тридцать пять.
В те времена его картины продавались очень плохо или уходили за гроши. Он всегда сидел без денег. Все средства, которые ему ежемесячно отправляла мать, он спускал на алкоголь и вещества. Его покровитель Пол Александр, один из ценителей искусства Модильяни и основной покупатель, отправился воевать на фронт. И продажи резко прекратились.
За те два года, что они были вместе, Беатрис стала любимой моделью Модильяни. Он увековечил ее во многих своих картинах.
Но сожительство столь целеустремленных, взбалмошных и ярких персонажей не могло быть тихим и мягким. Они постоянно ожесточенно о чем-то спорили. В итоге Гастингс ушла от Модильяни и нашла другого, более стабильного любовника.
Увы, Беатрис не прожила долгую и счастливую жизнь. Разочарованная тем, что публика недооценивала ее гениальные таланты, она в конце концов покончила с собой.
Жанна Эбютерн, мать детей Амедео
Последний роман Модильяни был с Жанной Эбютерн.
Жанна родилась в Париже в апреле 1898 года и была на 14 лет моложе Модильяни.
Ее старший брат Андре был начинающим художником. Он часто представил свою сестру художникам, которые жили вокруг Монпарнаса.
Но Жанна и сама мечтала стать художницей. В 1917 году она поступила в Академию Коларосси. Во время учебы в этом заведении она и познакомилась с Модильяни.
Жанна не смогла устоять перед магнетизмом и харизмой Амедео. Она моментально попала под волшебное обаяние повесы Модильяни и очень быстро стала его любовницей.
Ей было девятнадцать, ему тридцать три. Амедео восхищался ее красотой — стройным телом, бледной кожей и длинными светло-коричневыми косами.
Влюбленные сняли квартиру и стали жить вместе. Родители Жанны — убежденные католики — были в ужасе от такого поворота событий — их дочь жила с нищим художником, делила с ним постель, но что еще хуже, он был евреем.
Но Жанна плевала на мнение родителей. Модильяни стал для нее абсолютной любовью. Она делала все, что он просил, не требуя ничего взамен. Даже смирилась с его чрезмерным пьянством, потому что любила любым. Жанна Эбютерн и Амедео оказались родственными душами, их связывало нечто большее, чем просто страсть.
В 1918 году, несмотря на войну, Жанна забеременела. Но вот здоровье Модильяни ухудшалось. В это время художник случайно заводит дружбу с польским эмигрантом и мелким торговцем произведениями искусства Леопольдом Зборовским. Арт-дилер инициировал сделку с Модильяни — в обмен на его картины Зборовский предоставил Амедео удобное жилье и студийное пространство.
В 1918 году в городе Ницце Жанна родила дочь Модильяни, которую назвали Жанна.
Модильяни с семьей вернулись в Париж весной 1919 года, и этим же летом Жанна снова оказалась в положении.
Хотя Амедео продолжал писать картины, ему становилось все труднее это делать. К концу 1919 года он уже был прикован к постели. А 22 января 1920 года его нашли в бессознательном состоянии в квартире и доставили в госпиталь для нищих. Два дня спустя он скончался от туберкулезного менингита.
Жанна Эбютерн узнала о кончине Модильяни, когда находилась в квартире своих родителей. В 3 часа ночи на следующий день после смерти Амедео она выбросилась с пятого этажа квартиры своих родителей, убив себя и нерожденного ребенка.
Сначала влюбленных похоронили отдельно. Но мать Модильяни добилась, чтобы ее сын и мать его ребенка покоились вместе.
После трех лет споров с родителями Жанны ее тело было эксгумировано и похоронено в могиле Модильяни на кладбище Пер-Лашез в Париже.
Их ребенок Жанна Эбютерн, которой к этому времени исполнилось три с половиной года, была признана как дочь Модильяни. Она взяла его фамилию и унаследовала долю (одну пятую) от выручки продаж картин отца.
Фото из открытых источников сети Интернет, фотографии из сегмента "достояние общественности".