Точно знаем, во что одет ребенок, какая температура. Куда идет, что ест, с кем общается. Но бывают ситуации, когда нам кажется, что в нем живут две личности, которые поступают совершенно по-разному. Одна логично выбирает джинсы, курс по основам бизнеса, или сок в кафе. Другая - весело роняет телефон на асфальт, лезет в драку, едет в поход в одной футболке.
Что делать, если в ребенке живут несколько личностей? Как помочь ему осознать свои эмоции, побороть стресс и сиюминутные желания?
Вокруг много разговоров об эмоциональном интеллекте детей. Это навыки, которые помогают осознать свои эмоции и с эмпатией отвечать на эмоции других людей. Он важен для будущей карьеры. Осознанность эмоций помогает быть сдержанным, общительным и корректным. Но давайте вернемся немного назад, во времена, когда наш мозг только формировался. Заглянем в мышление ребенка и постараемся понять, отчего возникают те или иные эмоции, бессознательные действия, поступки.
Представьте оба полушария мозга ребенка. Левое помогает помогает мыслить логически, составлять предложения, отвечает за логику, письмо, обучение. С помощью правого полушария дети испытывают эмоции, любовь к родителям, переживают из-за отметок, обижаются и сердятся.
Как работают полушария мозга
С одной стороны, мозг устроен вертикально, поделен на два полушария. С другой, есть еще и горизонтальная структура: тысячелетний "мозг рептилии“, отвечающий за инстинкты, выживание. безопасность, автоматические решения. Над ним - "мозг млекопитающего", отвечает за связи, общение, взаимоотношения. Сверху - "чувственная надстройка" мозга: контролирует, чувствует и эмоционально реагирует на все, что происходит вокруг.
Кажется, что мозг имеет несколько личностей: рациональную, иррациональную; рефлексивную и реактивную. Неудивительно, что мы можем казаться разными людьми в разное время!
То, каким образом активизируются нейронные связи в при мышлении ребенка, определяет характер его умственной деятельности: как он смотрит фильмы, решает примеры из учебника, какую слушает музыку и как рассуждает. Когда все нейроны работают вместе, они создают новые крепкие связи между собой.
Со временем эти связи приводят к изменению способа мышления. Это означает, что дети не остаются всю жизнь такими, какими родились. Они приобретают новые нейронные связи, развивают новые таланты, которые не были изначально генетически заложены.
Прямо сейчас мозг вашего ребенка постоянно подключается и перестраивается, и опыт, который ему дают родители, будет иметь большее значение для развития его мозга, чем генетика.
Природа предусмотрела, что мозг будет хорошо развиваться при условии правильного питания, сна и упражнений. Гены, конечно, играют большую роль в том, как люди развиваются, особенно с точки зрения темперамента. Но результаты исследований в области психологии развития показывают, что все происходящее с ребенком — музыка, которую он слушает, люди, которых он любит, книги, которые он читает, эмоции, которые переживает, — глубоко влияют на то, как развивается его мозг.
Другими словами, в дополнение к генетике и врожденному темпераменту, родители могут обеспечить переживания и опыт, которые помогут развить у ребенка устойчивый, хорошо развитый мозг, который будет справляться со стрессом и формировать осознанность.
Как помочь ребенку справиться с эмоциями
Ситуация. Однажды вечером сын появился в гостиной вскоре после того, как лег спать, сказал, что не может заснуть. Был расстроен и объяснил: "Я злюсь, что ты всегда от меня уходишь. Мне страшно в темноте одному". Удивилась необычной вспышке, ответила: "Не знала, что боишься". В ответ он разразился целой тирадой жалоб: "Ты никогда не делаешь мне ничего хорошего, и я злюсь, потому что мой день рождения наступит нескоро, и я ненавижу убираться в комнате". Логично? Нет. Знакомо? Да.
Все родители переживают времена, когда дети говорят плохие вещи и расстраиваются из-за пустяков. Неприятно. Ожидаем, что ребенок будет достаточно взрослым, чтобы действовать рационально. Но он начинает расстраиваться из-за глупости, и кажется, что абсолютно никакие рассуждения тут не помогут.
Хорошо, когда мама понимает: в сыне говорят эмоции, работает правое полушарие. До логики тут точно не достучишься, сквозь его гнев и слезы.
Плохо начать спорить, говорить, который час, доказывает, что должен сделать ребенок прямо сейчас. Логичные побуждения левого полушария работать не будут.
Выход: вместо ругани использую технику цельноразвитого ребенка. Сначала крепко прижимаю сына к себе, целую и говорю, как я понимаю, что ему страшно. Он минут пять рассказывает, что чувствует. Кажется, будто оттягивает время, чтобы не идти спать. Но сын чувствовал, что его слышат и заботятся о нем. Я слушала его и успокаивала, используя свой собственное правое полушарие. Он расслабился, успокоился, и я кратко ответила на его вопросы, которые он поднял, мягко подключила логику левого полушария, когда он успокоился.
В такие моменты родители спрашивают, действительно ли ребенок нуждается в ласке и общении, или просто пытается тянуть время. Воспитание цельноразвитого ребенка не означает, что вы позволяете манипулировать собой или поощряете плохое поведение. Напротив, понимая, как работает весь мозг вашего ребенка, оба полушария, в какие моменты использовать логику, в какие - эмоции, вы сможете быть более любящим и понимающим родителем, с гораздо меньшим драматизмом.
Концепция цельноразвитого ребенка - сотрудничество левого и правого полушария мозга. Проработка эмоций, а потом переход к логике. Принятие гнева, обиды, усталости. Проговаривание случившегося.