История нашего сегодняшнего гостя началась в Чехословакии в 1937 году. Имеющийся на тот момент на вооружении LT vz. 35 был основной боевой единицей армии, но было очевидно, что в скором времени ему потребуется приемник.
Начало пути
Таким образом, в 1937 армия объявила конкурс на новый легкий танк заявки на участие в котором подали 2 компании: Skoda и ее конкурент CKD.
По итогам испытаний весны 1938 года победил танк компании CKD созданный под руководством Алексея Михайловича Сурина.
В июле того же года был подписан первый заказ на 150 машин.
Судьба оккупанта
После оккупации Чехии и Моравии немецкое управление вооружением сухопутных сил(Waffenamt) проявило интерес к аппарату и заказ над которым тогда работала CKD был взят немцами на свое попечение. Изначально в немецкой армии танк обозначался как Leichte Tank Musted 38(LTM 38), а уже с января 1940 года получил обозначение Panzerkampfwagen 38(t)(Pz.Kpfw.38(t), t -tschechisch). В советских же документах машина именовалась как ЛТ-38 или "Прага".
С 1939 года танк начал поставлять в Вермахт и принимал активное участие в первых этапах Второй мировой войны.
Не смотря на то, что танк во многом смотрелся и был лучше немецких Pz. I и Pz. II, работы по его модернизации все же велись. Вследствие модернизации машина получила усиление лобового бронирования до 50 мм, более мощный двигатель и были усилены рессоры подвески. Однако к середине 1941 года устаревание танка было очевидно.
Орудие танка не всегда могло пробить броню стареньких танков, не говоря уж о шансах пробить броню Т-34 или КВ-1. У танка не было заложенного резерва на установку более мощного орудия, которое могло бы продлить жизнь машине на фронте. Поэтому в 1942 года когда многие из Pz.Kpfw.38(t) были потерянны сам танк, был снят с производства, а уцелевшие единицы были отправлены во Францию и использовались в качестве учебных танков или для борьбы с партизанами.
В общей сложности для нужд германской армии в разных версиях было выпущено 1396 машин.
Одна для всех
Однако ходовую часть решили не снимать с производства и совершенствовать, но уже для нужд самоходной артиллерии. И позднее появился целый ряд машин созданных на базе это танка.
Лицензирование и экспорт
Однако тут не стоит забывать и о лицензировании производства для других стран. Так лицензия оказалась у Швеции, и танк производился под обозначение Strv m/41, а позднее на этой же базе было создано штурмовое орудие получившее обозначение Sav m/43.
Так же стоит обратить внимание и на экспортное распространение машины, таким образом, танк под различными обозначениями экспортировался в различные страны.
Таким образом танк шел на экспорт под обозначением TNHP в Иран, LTP в Перу и LTH в Швейцарию.
На этом на сегодня все! Спасибо что дочитали это статью до конца, не забывайте подписываться, жать большой палец вверх и предлагать свои варианты для новых статей в комментариях. До новых встреч!