Моя подруга завела котенка. Не может на него нарадоваться: такой милый, чудесный пушистик.
А у нее, как у всякой одинокой бездетной мадам, материнский инстинкт повышенный. И поэтому она замечает все нюансы, которые, может быть, человек семейный и не заметил бы – потому что у него много других событий в домашней жизни, чтобы всякие еще мелочи замечать.
И вот заметила она, что котенок, перед тем как сходить в свой кошачий «кабинет» для надобностей, все время мяукает громко.
Кото-хозяйка запереживала: вдруг что-то у него не так? Весь Интернет перечитала – никакой полезной информации не нашла.
Решила она тогда вызвать ветеринара на дом. Нашла в Сети какую-то ветеринарную службу, которая выезжает по домам за относительно небольшие деньги и у которой на сайте много положительных отзывов от клиентов.
Потом ей рассказала знакомая работница Интернета, что сами сотрудники организаций обычно на свою же организацию отзывы и пишут.
Пришел к ней на дом ветеринар по вызову. Молодой мужчина, симпатичный, разговорчивый. Осмотрел кота, наговорил ему комплиментов. Взял у кота какие-то aнaлизы.
Почему кот перед посещением своего тyaлeта громко мявкает, ветеринар не сказал. Мол, посмотрим результаты aнaлизов.
Зато потом ветеринар долго болтал.
Видит – девушка в плане домашних животных неопытная, к тому же, мужа и детей у нее нет – вот она и трясется над своим любимым котенком, который и есть вся ее семья на данный момент. Ну, ветеринар и давай ей по своей инициативе подробно рассказывать все, что связано с котами:
- и каким кормом лучше кормить;
- и какой наполнитель для кошачьего тyaлeта лучше покупать;
- и сколько лет коты какой породы живут;
- и какие у него смешные случаи в ветеринарной практике были;
- и еще всякое разное.
Подруга моя с вежливой активностью поддерживала беседу, а потом заскучала, стала просто поддакивать.
Наконец, ветеринар засобирался уходить. И говорит ей этак не совсем уверенно, но чуть ли не с вызовом в голосе:
– Ну, оплату буду брать по реестру. Вызов, консультация плюс aнaлизы…
И насчитал он… 15 000 руб.
У подруги глаза на лоб полезли. 15 000 руб. для нее – это траты на месяц: питание, проезд на городском транспорте, покупка каких-то медикаментов (это если немного, а если надо лечиться – то трат больше выходит)... и это без учета оплаты за квартиру, трат на одежду и проч.
Но так ее этот ветеринар заболтал, что она, хоть и удивилась расценкам, но отдала ему деньги (наличными).
Тот деньги взял и ушел. И пропал. И насчет результатов анализа не позвонил потом сказать.
Подруга признавалась, что не понимает, как она даже не попросила у него показать ей распечатанный реестр их цен. Общую сумму к оплате он ей мысленно вывел, никаких реестров не давал.
Говорит, словно заморочил он ее. На самом деле просто это банальный прием: заболтать клиента, чтобы он устал – и утратил бдительность (этакое «бытовое НЛП»).
И вот только подруга уже собралась звонить в фирму, откуда к ней на дом ветеринар по вызову пришел, как ей позвонили из этой фирмы.
Звонила диспетчер с услугой, какие во многих организациях бывают: узнать, состоялся ли визит ветеринара, довольна ли осталась клиентка и сколько денег с нее взяли.
Подруга рассказала и про то, что нecypaзно бoльшyю цену назначили, и что реестр цен ей не показали, и что с результатами анализа ей не звонят.
Диспетчер, судя по голосу, удивилась цене – и, видимо, доверчивости клиентки. А может, и не удивилась, может, они там уже привыкли к подобным казусам.
На вопрос о том, почему не сообщают результатов взятых у кота aнaлизов, диспетчер ответила: видимо, с результатами все хорошо – и звонить незачем.
Плюс она сказала, что деньги вернуть никто не может, поскольку никаких расписок не было о том, сколько именно платила доверчивая клиентка.
– Хорошо, – сказала моя подруга, – но ваш ветеринар какую сумму якобы взятых у меня денег записал в ваших документах?
– Мы не можем вам сказать такую информацию по телефону, – был ответ.
– Тогда позовите, пожалуйста, этого ветеринара к телефону.
– Мы не можем…
Потом был долгий разговор, в ходе которого диспетчер крутила-финтила, но в результате призналась: получив от клиентки такой нeпoмepнo бoльшoй для его услуги гонорар, ветеринар исчез из фирмы на несколько дней, а потом удалось узнать через его родню, что он просто… ушел в зaпoй. Надо полагать, на радостях от неожиданной прибыли. И за счет доверчивой клиентки.
У этой моей подруги есть знакомые юристы. Она спросила у них, может ли вернуть деньги от этих ветеринаров.
И юристы ей сказали, что по Гражданскому кодексу РФ можно вернуть деньги, отданные без расписки, когда вы имеете какие-то другие доказательства, что вы эти деньги отдавали. Например, показания свидетелей иди видеозапись.
Если таких доказательств нет, можно обратиться в суд… но без доказательств шансы вернуть деньги через суд практически нулевые.
Разумеется, никаких видеозаписей подруга не вела. И в свидетелях у нее был только свой котенок.
Однако сам ветеринар поступил незаконно. Он должен был, прежде чем оказывать услугу, ознакомить клиентку с ценами, а при получении денег дать ей расписку.
Но в этой ситуации моей подруге только и оставалось, что удовлетвориться осознанием незаконности действий ветеринара. Возвращать деньги ей никто не стал.
Кроме того, результаты анализов так и остались неизвестными (видимо, aнaлизы потерялись во время зaпoя кoшачьего эскулапа). Истребовать их было нельзя (хотя они были оплачены с лиxвoй), потому что нигде никаких подписей моя подруга не ставила.
Так что, товарищи, мой вам дружеский и юридический совет: когда даете кому-то деньги (хоть за услугу, хоть за товар, хоть знакомому в долг) – всегда берите расписку; в ней четко указывайте сумму (числом и прописью), ставьте подписи вашу и того, кому отдаете деньги. Причем писать эту бумагу надо от руки, чтобы был виден почерк (в случае чего потом графологическая экспертиза докажет, что писал такой-то человек). А еще лучше – вдобавок к записке делайте видеозапись (предупредив об этом 2-ую сторону).
П. с. Кстати, как потом рассказала ветеринар из хорошей клиники, котенок был здоровый, просто очень эмоциональный, а потому как бы делился впечатлениями с хозяйкой, перед тем как посетить свой «рабочий кабинет». ))